Над копией слезами обольюсь
Все знания, накопленные человечеством, должны быть доступны читателям библиотек. Для этого принят федеральный закон о Национальной электронной библиотеке, который вступает в силу в октябре 2016 года. Но на пути книги к читателю существует проблема – авторское право. Об этом на встрече с журналистами говорил Александр Вислый, гендиректор Российской национальной библиотеки.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Смысл Национальной электронной библиотеки (НЭБ) как государственной информационной системы в создании единого электронного фонда изданий, который будет доступен читателю любой библиотеки страны. Активная работа над НЭБ идет с 2012 года, сейчас в ней содержится 1,8 млн наименований из 40 библиотек. Российская государственная библиотека предоставила 900 тысяч, Российская национальная библиотека – 600 тысяч, еще 300 тысяч названий – региональные хранилища книг. По мнению Вислого, когда в НЭБ попадет 10 млн наименований, можно будет говорить о том, что эта библиотека собрала все современное знание.
Но половина из почти двухмиллионного богатства защищена авторскими правами. Даже учебник пятого класса с доказательством теоремы Пифагора. То есть НЭБ не может предоставить такие оцифрованные книги читателям, пока не будет заключен договор с обладателем авторских прав. Договорная деятельность библиотекам не под силу ни по экономическим, ни по организационным причинам.
Еще одна проблема состоит в том, что читатели библиотек, в большинстве своем интересующиеся современной научной и образовательной литературой, не хотят возвращаться из века компьютеров в догутенберговскую эпоху – сидеть и переписывать книги от руки.
По словам Вислого, формулировка статьи в Гражданском кодексе РФ о правах библиотек стала результатом компромисса между читателями и издателями. Библиотекам разрешено делать и выдавать читателям электронные копии книг, если они не переиздавались в течение 10 лет. Руководитель РНБ признает, что, например, для бурно развивающихся биологии и медицины это слишком большой срок, книги по этим отраслям успевают устареть. Но права авторов и издателей также нужно уважать.
Наконец, самая сложная проблема. С 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция закона «Об обязательном экземпляре документов», который имеет прямое отношение к НЭБ. С этого времени два электронных оригинал-макета любой книги, изданной в России, должны в течение 7 дней после выхода первого печатного экземпляра поступить в ТАСС (выполняет функции Книжной палаты) и в Российскую государственную библиотеку. На практике это означает, что читатель этой общедоступной библиотеки, а впоследствии всей НЭБ, может потребовать выдачи ему электронной книги раньше, чем начнет распространяться бумажная версия.
Издателей такая ситуация не устаивает, они считают, что обязательный экземпляр передается только для хранения. И может стать доступным только после заключения договора с правообладателем.
Вислый придерживается иной логики. Раз оригинал-макет в электронном виде попал в общедоступную библиотеку, им можно пользоваться (без права копирования) в ее стенах. Гендиректор РНБ считает, что суды на эту тему неизбежны, и они решат, кто прав.
Отвечая на вопрос о сроках завершения строительства комплекса РНБ на Московском проспекте, Вислый с надеждой назвал середину следующего года. По его мнению, библиотека должна переезжать туда полностью, за исключением раритетов, которые могут остаться в исторических зданиях. Здания надо капитально реставрировать на то время, когда они строились Егором Соколовым, Карлом Росси и другими архитекторами.
Что касается здания библиотеки на наб. р. Фонтанки, 36, то Вислый видит два варианта его будущего использования. Либо собрать там весь газетный фонд РНБ, либо создать культурный центр с музеем библиотечного и книжного дела.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (5750) от 25.07.2016.
Комментарии