На старом автобусе далеко не уедешь
Если пункт постановления правительства РФ почти трехлетней давности будет реализован, в большинстве регионов страны, включая Петербург, перевозки детей на туристических автобусах станут чересчур дорогим удовольствием. Если вообще окажутся возможны...
ФОТО Валерия Матицына/ТАСС
«Предлагаем в аренду новый автобус вместимостью до 50 человек. Стоимость часа аренды для взрослых групп - от 1 тыс. рублей. Для школьных экскурсий - 1,2 тыс. в час». Звоню по указанному телефону и спрашиваю, почему час аренды одного и того же транспортного средства в случае детской экскурсии обходится на 20% дороже. Отвечают вопросом: «А вы не в курсе?». И вежливо поясняют: вероятность того, что школьники что-то испачкают или сломают, больше. Но главное - требования к машине в случае перевозки детей гораздо жестче. А ответственность - на порядок выше. «Скоро цена на аренду автобусов, годных для детских экскурсий, еще вырастет, - говорят в транспортной компании. - Берите сейчас - выйдет дешевле».
И верно: с 1 января 2017 года вступает в силу пункт 3 постановления правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 года, который запрещает перевозку детских туристических групп на автобусах старше 10 лет. Ввести его планировалось еще с июля 2014-го, однако срок начала действия документа уже не раз удавалось отложить. Теперь, похоже, сделать это не удастся.
Чтобы картина была понятна, приведем данные агентства «Автостат». Из 373,8 тыс. автобусов, зарегистрированных в органах ГИБДД РФ, 62 тыс. машин находятся в возрасте более 30 лет. 30% всего парка - старше 20 лет. Новых (т. е. машин до 10 лет) в российском автобусном парке 41%. Только вот на 70% он состоит из марок «ПАЗ», «КАВЗ» и «ЛиАЗ», которые к туристическим перевозкам отношения не имеют. По сведениям этого же источника, в Петербурге из 9,4 тыс. автобусов старых машин около 14%, а новых примерно 43% (около 4 тыс.). Хотя у нас и парк моложе, и марочная структура разнообразнее (иностранных моделей - почти 30%), львиная его доля приходится на городские автобусы (включая маршрутки). Увы, но годных для перевозки детей машин (включая экскурсионные) даже в Петербурге не хватает. А станет не хватать еще больше: парк туристических автобусов не менее чем на 50% состоит из машин в возрасте более 10 лет.
«Возрастное» требование к автобусам парализует развитие детского и школьного туризма», - считает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Ведь если в Москве, Петербурге и некоторых других городах РФ «молодую», оборудованную в соответствии со всеми требованиями к перевозкам детей машину еще можно найти, в большинстве других российских регионов такие автобусы можно пересчитать по пальцам.
Когда введение спорного «пунктика» год за годом откладывали, предполагалось, что за это время транспортники обновят парк. А тут кризис... Новый туристический автобус стоит от 15 млн рублей. Если учесть, что работа для таких машин есть не всегда (не стоит забывать про сезонность туризма), окупить затраты на его приобретение можно не менее чем за 10 - 15 лет. Поскольку возить взрослых туристов (в т. ч. иностранцев) можно в машинах любого возраста, вкладываться в покупку новых предприниматели-транспортники не торопятся.
Есть и еще один нюанс: аренда автобуса постарше обходится дешевле. И если для взрослых гостей из-за рубежа лишняя пара-тройка сотен рублей в час за аренду - почти как слону дробина, для школьных групп из российской глубинки они очень важны. Как только запрет на аренду автобусов старше 10 лет будет введен, это приведет к удорожанию экскурсионных (и любых других) выездов детских и школьных групп. И многие из организаторов попросту откажутся от таких туров в силу их очевидной невыгодности.
Пытаясь как-то отстоять возможность развития детского автобусного туризма, его представители напоминают: за рубежом требований относительно сроков эксплуатации транспортного средства нет. Если машина находится в должном техническом состоянии - может возить кого угодно. Это во-первых. Во-вторых, организаторы сбора подписей на change.org спрашивают, почему в таком случае возить детей могут поезда или самолеты старше 10 лет? И предлагают правительству отказаться от спорного «пунктика». Но...
Чиновники заявляют: «безопасность любых перевозок, а особенно детских, стоит во главе угла, снижать стандарты мы не собираемся». Как это выглядит в реальности? Характерный пример привела одна из экспертов, представляющая Василеостровский район: по ее словам, однажды целой группе пришлось отказаться от поездки внутри острова только потому, что в присланном для них автобусе оказался неисправным ремень безопасности. Один. «И никакие доводы в пользу того, что в группе 40 детей, а мест в автобусе около 50, не подействовали», - резюмировала она.
Чиновники, однако, предлагают думать не о том, как отсрочить введение «пунктика», а как увеличить парк современных машин. «Один из путей - субсидирование и снижение процентных ставок по кредиту для транспортных и туристских компаний, планирующих приобретение новых больших автобусов», - предлагают они.
Только вот почти за 3 года, прошедших со времени появления нормы про «автобусные» 10 лет, реальных шагов по введению льгот, как и новых машин, не появилось. А вот «пунктик» остался. И скоро свое возьмет...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.
Комментарии