На отдых с «подушками»
1 января вступили в силу новые законодательные нормы, которые существенно усиливают защиту человека, покупающего «пакетный» тур. Суть всех новинок проста - они должны вести к тому, чтобы турист не боялся потратить на путешествие свои кровные. Однако, для того чтобы понимать суть дела, надо знать его нюансы.
ФОТО Александра Щербака/ТАСС
Вряд ли стоит напоминать причины перемен в законе: десятки тысяч петербуржцев еще не забыли лето и осень 2014-го, когда они остались и без отдыха, и без денег. Увы, но казавшийся тогда правильным закон никак не смог защитить их интересы, поскольку до сих пор люди не получили практически ничего из потраченного. Именно этот урок и заставил законодателей серьезно доработать закон, усилив ответственность всех участников процесса продажи путевки.
Какие же принципиальные изменения внесены в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»? Пройдемся по основным.
Первое - теперь в случае какого-либо чрезвычайного происшествия (включая банкротство турфирмы) деньги можно будет получить сполна. Кроме сохраняющегося института финансовых гарантий, которые, как мы помним, в случае «Невы», «Версы» или «Солвекс-турне» так и не сработали, появляются еще две «подушки безопасности». В их качестве будут выступать фонд персональной ответственности каждого туроператора, а также резервный фонд при ассоциации «выездных» компаний «Турпомощь». Наполняться эти финансовые кубышки, являющиеся, по сути, страховкой на всякий случай, будут в зависимости от объемов продаж оператора - в некоторых случаях речь идет о десятках (и даже сотнях) миллионов рублей.
Система станет работать последовательно. Если по причине банкротства фирмы или другого ЧП ваш тур не состоится, в первую очередь отвечать рублем придется не страховщику, банку или кому-то еще, а продавцу путевки. То есть сначала деньги в виде компенсации за тур станут выплачивать из фонда персональной ответственности оператора. Затем, если их не хватит, - из резервного. И только потом в дело вступят страховщики по линии института финансовых гарантий. «Теперь рублем отвечать за невыполнение тура в первую голову будут сами их организаторы», - резюмирует вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. И фактически вместо одного будут действовать три уровня финансовой безопасности туриста.
Второе - после 1 января ответственность за качество организации поездки несет не только туроператор, но и агент. Для чего вводится в обиход новая форма договоров между всеми сторонами, а также принципиально изменяются условия их отношений. К примеру, теперь агенты обязаны сообщать оператору о заключении договора с туристами и передаче их денежных средств, а также о старте реализации путевки. А агентство, по новым правилам, обязано за 24 часа до начала тура выдать вам все документы (включая необходимые ваучеры, билеты в оба конца и пр.). Если вспомнить недавнее прошлое, нередко их выдавали уже в аэропорту, ставя порой перед весьма неприятными фактами. «Если срыв тура произошел по вине агента, он будет полностью за это отвечать», - говорит адвокат Дмитрий Морозов. Следовательно, и разбираться можно будет не с оператором, офис которого расположен, к примеру, в Москве, а с находящимся «под рукой» агентом.
Третье - в России создан единый федеральный реестр турагентов, размещенный сегодня по адресу: https://reestr.tourpom.ru/ и призванный упорядочить этот рынок. По мнению председателя правления Союза туристических агентств Сергея Агафонова, такой реестр должен сделать рынок более прозрачным. «С 2007 года, когда было отменено лицензирование в туризме, турагентской деятельностью могли заниматься все подряд: настала пора «почистить» рынок, - считает он. - Если агентство добровольно вступило в реестр, это говорит о его добропорядочности и желании работать честно и ответственно». Фактически включение в реестр - примерно как получение «звезд» отелем. И в первую очередь защищает интересы туриста.
По состоянию на 23 января 2017 года, по Петербургу и Ленобласти в этом списке числится 791 агентство, включая индивидуальных предпринимателей (только по СПб - 654). Там уже есть вся информация об агенте (включая ИНН, телефон, сайт и пр.), а в скором времени появятся и данные о тех операторах, с которыми у него имеются официальные договоры на право реализации туров. Штука, надо признать, удобная: очень быстро можно понять, у кого ты собираешься купить путевку. И если вашего агента в этом списке нет - это первый тревожный звонок. Ведь, после того как агентский реестр станет обязательным (а это произойдет в ближайшее время), не вошедшая в него турфирма вообще не будет иметь права продавать «пакетные» туры.
Как должен сейчас действовать человек, собирающийся купить тур? Для начала стоит проверить, состоят ли ваши оператор и агент в соответствующих реестрах.
К примеру, вы «порылись» в Интернете и хотите купить путевку во Вьетнам от имени крупного московского оператора. Поскольку в Петербурге продает он ее через посредника (агента), на сайте «Турпомощи» проверяете наличие того и другого в соответствующих реестрах. Для этого на основном сайте ассоциации (www.tourpom.ru) заходите в раздел «Реестры», выбираете нужный, вписываете название вашей компании - и вот он, результат. Если эта фирма там есть - уже хорошо.
Второй шаг - удостовериться, что оператор и агент состоят друг с другом в официальных договорных отношениях. Скоро это можно будет сделать на том же сайте: у каждого из них будет указан список партнеров.
Третий - тщательно читать все пункты подписываемого договора, включая порядок оплаты тура, его условия и правила возврата средств в случае чего.
Четвертый шаг - завести на сайте вашего оператора личный кабинет, в котором легко прослеживаются действия по бронированию тура. Там будет видно, что отель уже оплачен, а билеты - в наличии. И останется только отдыхать...
Обеспечивают ли новинки стопроцентные гарантии? Близко к тому, если вы покупаете «пакетный» отдых. Не случайно часть самостоятельных туристов потянулись обратно в турфирмы. Если же вам продают услуги по отдельности (а такое сейчас вовсе не исключено), обязательства сжимаются наподобие шагреневой кожи. Ведь закон законом, а ухо надо держать востро: желающие «нагреть» невнимательного покупателя отдыха все равно найдутся.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 {5874} от 24.01.2017.
Комментарии