Музей у старого шлюза

Недалеко от Выборга на живописном берегу Сайменского канала, возле шлюза Лавола и одноименного яхт-клуба, появился необычный музей - «Мир на Сайме». Рядом с ним - памятник перемирию сентября 1944 года. В этих местах во время Великой Отечественной войны проходила линия фронта между советскими и финскими войсками: в конце июня 1944-го Красная армия, взяв Выборг, продолжила наступление дальше, но наткнулась на ожесточенное сопротивление и была вынуждена остановиться...

Музей у старого шлюза | Скромный памятник перемирию, пришедшему на Сайму 72 года назад. ФОТО АВТОРА

Скромный памятник перемирию, пришедшему на Сайму 72 года назад. ФОТО АВТОРА

И музей, и памятник - совместный «проект» выборгского предпринимателя Виктора Кортенко и историка Баира Иринчеева, занимающегося изучением Карельского перешейка и российско-финских отношений.

- Мы сделали этот музей сообща, - рассказал Кортенко. - Зачем мне это нужно? Я живу на этой земле и хочу знать, кто на ней жил раньше, кто за нее кровь проливал. А пришла мне в голову мысль о музее после того, как мой сын однажды привез сюда в гости пожилого финна. Он был родом из этих мест и рассказывал о кровопролитных боях, которые проходили здесь в 1944 году...

Пока музей - это одноэтажный дом «со всеми удобствами», стоящий на участке Виктора Кортенко. Но вход туда доступен для всех.

Посвящен музей Сайменскому каналу - в нынешнем году ему 160 лет. Во время Российской империи это была важнейшая грузовая артерия, по которой снабжался Петербург, а также любимый туристический маршрут. Он связывал Петербург, Выборг, Лаппеенранту (в ту пору Вильманстранд) и Савонлинну (Нейшлот).

- Мы подобрали для экспозиции более двадцати дореволюционных открыток с видами канала, шлюзами, деревнями и пансионатами на его берегах. Удалось найти даже финский школьный плакат 1930-х годов, на котором изображен один из шлюзов Сайменского канала. Каждому школьнику Суоми следовало знать, что в их независимой стране есть такое «чудо техники»! И ничего не говорилось, что вообще-то его построили во времена Великого княжества Финляндского, когда оно было в составе Российской империи, - добавляет Баир Иринчеев.

...Здесь, у Лаволы, в июне 1944 года канал пытались форсировать красноармейцы 90-й стрелковой дивизии. До противоположного берега сумела добраться только одна лодка, все остальные были потоплены огнем врага. Героический эпизод остался практически забытым, хотя в журнале боевых действий есть список бойцов и командиров, которые переправились через канал и погибли в неравном бою. Теперь эти фамилии указаны на памятной плите, установленной в музее «Мир на Сайме».

Боевые действия на канале продолжались до начала осени, пока не пришел приказ о прекращении огня: в Москве 4 сентября подписали перемирие. Финские фотографии запечатлели первые часы мира: недавние враги теперь спокойно беседовали, закуривали вместе и даже обменивались наручными часами. Одно из таких фото, ставшее символом мира и обошедшее потом многие исторические книги - и наши, и финские, - изображено на памятном знаке. На нем наши и финские солдаты о чем-то дружелюбно беседуют...

- В ХХ веке Россия и Финляндия несколько раз воевали друг с другом, однако это не является чем-то из ряда вон выходящим для Европы, вся история которой - череда постоянных конфликтов. Но любые войны кончаются. И в сентябре 1944-го между нашими странами начались новые отношения - спокойные и добрососедские, - говорит Иринчеев.

Музей «Мир на Сайме» - по сути, это филиал выборгского Военного музея Карельского перешейка. А тот музей, стопроцентное детище Баира Иринчеева и сложившейся вокруг него увлеченной команды, существует уже четыре года. Первое время он арендовал помещения в доме возле Рыночной площади, а нынешней весной переехал в центральные казармы на Крепостной улице. Прежде там помещалась школа младших авиационных специалистов.

В феврале нынешнего года Министерство обороны, покинувшее казармы еще в 2013 году, передало военный городок в безвозмездное пользование под музейные цели. Увы, помещения были оставлены разоренными. Три года они стояли без отопления, за это время полопались батареи и трубы. Кабели вырваны, электрические щитки разбиты...

Однако развернуться тут есть где. На территории городка - старинный пороховой погреб времен Екатерины Великой, здание штаба, несколько казарм XIX века. Часть построек в прошлом году была признана объектами культурного наследия регионального значения.

- Будем все это потихоньку восстанавливать, есть перспективы сделать здесь серьезный исторический парк, - говорит Баир. - Рассчитываем на себя и единомышленников, надеемся на гранты, поддержку государства и того же Министерства обороны, которое остается собственником всего этого комплекса.

Экспозиция под открытым небом уже начала формироваться. С Карельского перешейка, к примеру, привезли полуторатонный кусок бронированной крыши от финского дота, взорванного нашими саперами после окончания «зимней» войны. В бывшей солдатской бане развернута экспозиция оружия, амуниции и окопного быта - фронтовых поделок. Многие экспонаты приобретены в Финляндии через Интернет. Именно так появился, например, портсигар, сделанный нашим пленным по заказу финского офицера. Надпись гласит: «Лейтенанту Гуннеру Йохансону от русского пленного Ефима Ткалича».

- Увы, не вернулся Ткалич в свою родную Кондопогу, - вздыхает Иринчеев. - В августе 1944 года он был застрелен в лагере: возможно, пытался бежать. Могила Ткалича сохранилась в финском городе Лохья...

В бывшей казарменной столовой разместилась экспозиция военной археологии с находками поисковиков. Например, импровизированная печка времен «зимней» войны: каска, в нее вставлена снарядная гильза, переделанная в трубу. Этот чудо-дымоход нашли в районе реки Тайпале, ныне Бурной.

- Представьте себе простого красноармейца, которого бросили воевать в буденовке, шинели и ботинках, - объясняет Иринчеев. - Рассчитывали ведь, что война продлится три недели, не больше, Но она затянулась, грянули морозы. Что делать? Солдаты зарывались в землю и пытались согреться. Недавние крестьяне были мастеровитыми, проявляли чудеса народной смекалки...

Вдохновленная примером студии «Невский баталист» (она сейчас занимается созданием трехмерной панорамы битвы за Невский пятачок), команда Иринчеева планирует создать в музее панораму «зимней» войны, и все подлинные артефакты станут ее частью: «вернутся» либо в окопы, либо в землянки, либо на поле боя.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.


Комментарии