Материк русского мира

Поводом к серьезному разговору о судьбах страны - в преддверии грядущего столетия революций 1917 года - стала презентация в Книжной лавке писателей труда «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве (1917 - 1934)».

Материк русского мира | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Принято считать, что в 1917 году Россия раскололась на «до» и «после». В определенном смысле так оно, конечно, и было. Однако коллектив ученых-единомышленников, собранный и. о. директора Российского института истории искусств доктором философских наук Александром Казиным, впервые в современной гуманитарной науке предпринял попытку показать, как в культуре России после того года продолжили свое существование глубинные многосотлетние духовные традиции русской православной цивилизации. Их не могли «отменить» никакая революция, никакой переворот.

- Духовная энергия русской цивилизации прорастает сквозь любые государственные устройства и политические режимы, сменяющиеся в России. В ней - залог существования нашей нации, - отмечает Казин, ставший инициатором замысла исследования.

Авторы книги уверены: не только в русском зарубежье, поставившем себе задачу сохранить в изгнании подлинную русскую культуру, но даже в советской России формы православной духовности служили источником вдохновения для многих писателей, композиторов, живописцев, режиссеров театра и кино. И проявлялись в их произведениях. Нередко в подтексте, символике, иносказании. Порой этого не осознавал и сам художник, так что исследователю стоит немалого труда обнаружить вероисповедную основу вполне светского, на первый взгляд, романа или кинофильма.

- Яркий пример - писатель Вячеслав Шишков. Казалось бы - классик социалистического реализма, но, если смотреть глубже, его творчество явно восходит к русской духовной христианской традиции. То же и с Михаилом Пришвиным, - уверен кандидат искусствоведения Роман Круглов.

Всего задумано три тома, охватывающие литературу, музыку, изобразительное искусство, театр и кино. Впервые в отечественной науке эти пять видов искусства послереволюционной России рассматриваются вместе как единое явление.

- Перед нами - уникальный рассказ про огромный материк русского мира, выживающий во враждебном пространстве ХХ века, - считает кандидат искусствоведения Марк Любомудров, автор раздела книги, озаглавленного «Театральная культура России после катастрофы».

Вышедший том завершается 1934 годом - I съездом советских писателей. Второй том уже практически собран: он посвящен культуре 1935 - 1965 годов. В третьем будет проанализирована культура и художественная жизнь в позднее советское время, до 1991 года, а также вплоть до сегодняшнего дня.

- Выход этой книги очень актуален и своевременен, - уверена участник творческого коллектива - доктор культурологии доцент Института истории СПбГУ Ольга Сокурова, автор исследования о сакральном, пророческом религиозном значении знаменитой поэмы Александра Блока «Двенадцать». - На пороге 2017 года мы размышляем над итогами столетия. Наверное, перевороты и преображения - наша общая судьба с древнейших времен, начиная с князя Владимира. Но у России больше нет резервов, чтобы пережить подобные катаклизмы, и мы просто не можем позволить себе наступать на те же грабли. И если мы хотим быть русскими людьми и жить в России, мы не имеем права отказываться ни от чего в нашей исторической судьбе, в том числе и от прошедших ста лет, какие бы трагические страницы в них ни были.

Как подчеркнул Александр Казин, русский мир в ХХ веке показал гигантскую силу самозащиты. Несмотря на все катаклизмы, Россия всякий раз возвращается к своей сути, к истокам. Каждая из революций «срезала» исчерпавшую себя элиту, но православная цивилизация, стержнем которой является простой русский человек, воспетый Твардовским, удивительным образом показывала высочайший уровень самосохранения...

Не всем участникам дискуссии содержание книги показалось бесспорным. Прозвучала и такая реплика: может быть, не стоит приписывать иным писателям советского времени то, что они совершенно не имели в виду, не стоит искать религиозность там, где ее нет?.. Однако большинству явно по душе пришлась мысль о том, что «красные» и «белые» восходят к одной и той же духовной русской традиции. И те и другие неистово любили Россию, только каждые по-своему, и сегодня их идейным и духовным наследникам пришло время объединиться на благо России.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5850) от 13.12.2016.


Комментарии