Кто не засиживается дома

Основными тенденциями рынка труда северной столицы в 2016 году стали увеличение количества занятых при одновременном снижении числа вакансий. Об этом, подводя итоги первого квартала, сообщил председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко.

Кто не засиживается дома | Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

По его мнению, сегодня радикально изменилась сама структура занятости горожан. «Мы отчетливо видим, что сейчас в городе наибольшее в его истории число людей, которые работают, – их насчитывается свыше 3,2 млн человек, – сказал он. – Причем стало гораздо больше работающих женщин и пенсионеров – в нынешних условиях даже «вторые половины», которые раньше могли позволить себе оставаться дома, все чаще начинают трудиться».

Статистика это подтверждает: число работающих пенсионеров в северной столице, к примеру, по сравнению с 2015 годом выросло на 122 тыс. человек, а количество занятых женщин приблизилось к 50% от общих показателей. По оценке Чернейко, ситуация на рынке труда Петербурга характеризуется и тем, что произошла существенная перемена в источниках «внешней» рабочей силы. «Если раньше Петербург больше привлекал мигрантов из-за рубежа, то теперь источник трудовых ресурсов стал в первую очередь внутренним», – отметил он.

В целом же ситуация на питерском рынке труда, несмотря на некоторый рост количества «официальных» безработных и снижение численности вакансий, остается достаточно стабильной. И это подтверждают как в самой службе занятости, так и вне ее.

Например, по данным первой, на конец февраля 2016 года в городе были зарегистрированы 14 605 безработных, а по состоянию на 7 апреля – 14 671. Невелика разница. А вот число свободных рабочих мест сократилось, причем заметно: если в конце февраля в городе на Неве их было 44 377, то к первой декаде апреля, по словам директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Юлии Гороховой, осталось лишь 41 744.

При этом эксперт подчеркивает, что, несмотря на снижение объема вакансий, трудоустройство петербуржцев идет довольно успешно. «Многие горожане используют возможность пройти переобучение на другую, востребованную рынком труда специальность, перейти в разряд самозанятых или организовать собственное дело», – считает Горохова. В результате даже достаточно большое количество уволенных (а в первом квартале среди них оказались около 11,5 тыс. петербуржцев) серьезных перемен на местном рынке труда не вызвало: большая часть из них смогли быстро устроиться на другие рабочие места.

В свою очередь директор рекрутингового портала HeadHunter по Северо-Западу Юлия Сахарова полагает, что всплеска сокращений и впредь ожидать не стоит. «Предыдущий кризис научил компании, что хороший персонал – тот самый костяк, за который следует держаться любой ценой, – говорит она. – Тех, кто и вправду не нужен, как правило, уже сократили, и сейчас сокращать чаще всего некого: даже ранее наметившие такие меры предприятия все реже идут на подобный шаг. Работодатель предпочитает экономить деньги не за счет сокращений».

Однако и Юлия Сахарова, и другие эксперты отмечают: в условиях обострения конкуренции за рабочие места петербуржцы стали гораздо менее разборчивы в зарплатных требованиях. Если год назад, например, молодые горожане хотели получать денег больше, чем им реально предлагали работодатели, то сейчас картина обратная: нередко предложения владельцев свободных рабочих мест для начинающих специалистов оказываются выгоднее, чем рассчитывают кандидаты.

Вместе с тем запросы горожан все равно оказываются намного выше, чем возможности работодателей. В качестве достойной для себя оплаты труда в среднем петербуржцы называют сумму почти 77,8 тыс. рублей, тогда как в реальности им «светит» только около 44,4 тыс...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5691) от 27.04.2016.


Комментарии