2Vtzqv4Hz9U

Кружка одна на всех

Храм-музей или музей-храм? Этот вопрос сейчас бурно обсуждается в Петербурге после решения о передаче церкви Исаакиевского собора. Любые аналогии приблизительны, но больше 15 лет назад Казанский собор был полностью возвращен церкви. С этого времени там сосуществуют молящиеся и туристы.

Кружка одна на всех | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Напомним некоторые факты из истории Казанского, о которых не любили вспоминать в советские времена. Собор в честь Казанской иконы Богоматери и для ее почитания начали строить в 1800 году по образцу собора Святого Петра в Ватикане как главный храм столичного города Петербурга, а следовательно, и всей России. Освятили его 15 августа 1811 года. Граф Александр Строганов, отвечавший за строительство, поднес Александру I ключи от храма. Автор проекта архитектор Андрей Воронихин получил от государства пожизненную пенсию.

Современники не скрывали своих восторгов по поводу качества архитектуры, которая гармонично соединила наследие высокого Возрождения и набиравший силу русский ампир.

Михаила Кутузова, победителя Наполеона, скончавшегося в 1813 году в заграничном походе, могли похоронить только здесь, окружив надгробие ключами от освобожденных им европейских городов и трофейными знаменами. Именно с этого времени Казанский собор становится памятником отечественной истории и боевой славы. Он оставался таковым и после 1912 года, когда большинство военных трофеев перевезли в Москву.

Большевики, пришедшие к власти сто лет назад, использовали собор в своих прагматических целях. Серебряный иконостас и церковная утварь были реквизированы, а в 1932 году в соборе открыли Музей истории религии. Во время войны партийные власти вспомнили про Кутузова и проводили рядом с его могилой патриотические выставки. По общему признанию, 1944 - 1961 годы - лучшее время в советской истории собора. Тогда Музей религии и атеизма АН СССР был центром научной и собирательской деятельности. Затем музей передали Министерству культуры, от истории религии осталась одна атеистическая пропаганда. Музей покинул Казанский собор в 2001 году...

По словам настоятеля собора отца Павла Красноцветова, за прошедшие полтора десятилетия удалось достичь гармонии места для молитвы и памятника архитектуры, который интересует туристов со всего мира. «Когда мы живем в большом городе, то должны дать что-то всем. В своих проповедях сказать о вреде войны и злобы, ценности любви и прощения. Кружка для пожертвований одна - для верующих, туристов, экскурсионных групп. Собранные средства позволяют платить зарплату штату из 147 человек, из которых 70 - иконописцы, позолотчики, столяры и другие мастера ежедневно занимаются возрождением исторического облика Казанского собора», - говорит отец Павел.

Технология мирного сосуществования церковной и светской жизни выглядит так. Ежедневные службы совершаются в семь и десять часов утра, а также в шесть вечера. Основной поток организованных экскурсантов приходит в Казанский собор в дневном интервале между службами. Но даже если туристы придут раньше, и, например, в Рождественском (южном) приделе собора проводится служба, то, как это принято в европейской практике, он огораживается и устанавливается табличка «Вход только для молящихся».

Все остальное пространство доступно для экскурсий. Жалоб на неудобства нет ни от молящихся, ни от экскурсантов. Свечки покупать никто никого не принуждает.

Мы спросили отца Павла о бабушках, которые иногда, как сетуют молодые люди, в резкой форме диктуют им свои правила поведения в храме. «Это брошенная, одинокая старость. Их надо пожалеть и утешить молитвой», - ответил настоятель.

Экскурсии в Казанском соборе проводят только пять его штатных сотрудников. Людей со стороны не допускают к этой работе, чтобы избежать самодеятельности в изложении исторических фактов, с чем часто сталкиваются гости Петербурга, особенно иностранные. Турфирмы оплачивают экскурсии посредством тех же пожертвований. Специальные экскурсии предназначены для паломников.

Разумеется, существуют «экономные» фирмы, представители которых подводят туристов к Казанскому собору, говорят несколько фраз, а потом запускают людей внутрь для самостоятельного осмотра. Но, как заметил отец Михаил Шастин, помощник настоятеля по экскурсионной и просветительской работе, солидные туристические организации «своих людей не бросают». Их всегда ждет экскурсовод, который объяснит, что такое храм, в чем смысл молитвы, расскажет об истории собора. Отец Михаил показал нам новинку - аудиогид по Казанскому собору на четырех языках - русском, английском, итальянском и немецком с остановками в 12 точках. Гид позволяет совершенно самостоятельно и в любом выбранном туристом темпе получить индивидуальную экскурсию.

Марк Коляда, главный архитектор проектов реставрации Казанского собора, сообщил, что интерьер храма постепенно воссоздается на первую половину XIX века. Единственное существенное отклонение - размещение главного иконостаса. Первоначально архитектор Воронихин установил его у ближних от основного пространства колонн. Константин Тон, автор проекта серебряного иконостаса, перенес его в глубь алтаря. Так же поступили и при воссоздании иконостаса после передачи Казанского собора церкви. Но алтарное пространство оказалось слишком малым для проведения служб. По просьбе патриарха Алексия II КГИОП разрешил передвинуть иконостас на «воронихинское» место. После этого для устройства крестильни была заложена северная лестница, ведущая из алтаря в крипту. Вторая южная лестница по-прежнему функционирует.

В ближайшие годы в Казанском соборе предстоят большие работы по реставрации лепнины, в частности, в этом году - трех ангелов над Голгофой.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5882) от 03.02.2017.


Комментарии