Конец ячейки

«Халифат построить не успели» - так называлась статья, опубликованная в нашей газете 1 апреля нынешнего года. В ней рассказывалось о том, как сотрудники питерского УФСБ пресекли деятельность региональной структуры запрещенной в России организации «Партия исламского возрождения» «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (в дальнейшем просто «ХТ»), действовавшей на невских берегах в течение нескольких лет. Как помнит внимательный читатель, тогда чекисты арестовали шесть человек. Двое из них, фактические руководители питерской ячейки Сергей Яблоков и Роман Иванов, признали свою вину, заключили со следствием досудебные соглашения и, будучи судимы в особом порядке, получили, соответственно, 12 и 11,5 года реального срока.  Теперь дошла очередь еще до двоих и еще одного, арестованного чуть позже.

Конец ячейки  | ФОТО Oleg-Zabielin/shutterstock.com

ФОТО Oleg-Zabielin/shutterstock.com

Карим Асхатович Ибрагимов - человек уже в возрасте, ему за пятьдесят. Трое детей от разных жен - двое в Казани, один в Прибалтике. С 2003 года до ареста проживал с матерью в Петербурге, имел маленький бизнес - фирму по переработке аккумуляторов. До этого проживал в Москве, где познакомился с активистами «ХТ», подбивавшими мусульман на активные действия по созданию «нового халифата». Идею эту, кстати, еще в начале ХХ века родил шейх Такы ад-дин ан-Набхани. Его книги «Система ислама» и «Партийное сплочение» и являлись главными идеологическими источниками указанной организации.

Надо сказать, что обычно такая агитация успеха приносила немного - тот, кто хоть чуть-чуть был знаком с учением Корана, прекрасно знал, что там ни о чем подобном не говорится. Но отдельные «заблудшие души», которых тянуло на подвиги, в сети проповедников попадали. Среди них оказался и Ибрагимов.

Учеником он был способным, основные идеи схватил быстро, а через некоторое время стал официальным членом «ХТ». В ознаменование чего дал клятву, заключающуюся в обязанности следовать пути Аллаха, призывать мусульман к исламу, нести идеи и мысли организации, безоговорочно выполнять приказы руководителя - амира, даже если это будет противоречить его личным взглядам.

Прибыв на невские берега, Ибрагимов влился в местную ячейку «ХТ». Как и положено настоящим террористам, ее члены действовали с соблюдением всех мер конспирации: перед началом агитационных собраний отключали мобильные телефоны и отсоединяли батареи, в разговорах не упоминали название указанной организации, а заменяли его условными словами. Сообщать посторонним о своей принадлежности к «ХТ» им категорически запрещалось. В случае же вызова в правоохранительные органы они должны были скрывать факт участия в ее деятельности, а также отрицать знакомство со своими «братьями по партии».

Свой круг познаний Ибрагимов расширил, в убеждениях укрепился, а вскоре уже стал функционером питерской ячейки. С 2004-го по 2008 год он был ее руководителем, а потом «пресс-атташе», отвечавшим перед московским руководством за «связи с общественностью». То есть отчитывался, сколько человек посещают агитационные мероприятия (лекции, семинары, конференции), какие публичные акции проведены, как и сколько удалось распространить литературы, сколько пропагандистских роликов выложено в Сеть и т. д. Проходившие с начала 2012-го около Соборной мечети акции в защиту «чистого ислама» - митинги, пикеты, расклеивание листовок - это в значительной степени дело его рук.

27 сентября 2013 года в рамках всероссийской акции «ХТ» в Петербурге прошла серия одиночных пикетов со специально изготовленными баннерами. Видеосюжеты обо всех этих выступлениях немедленно были выложены в Сеть.

Активным помощником Ибрагимова во всех этих делах стал Эльдар Рамазанов - примерный семьянин, отец четверых детей, в миру - менеджер по продаже морепродуктов. Он оказался прирожденным оратором - собирал аудитории до 200 с лишним человек, расписывал ужасы жизни мусульман в России: их, дескать, всячески притесняют, оскорбляют и прочее. Альтернативную программу действий впрямую не проговаривал, но подводил людей к мысли о том, что так жить нельзя, надо как-то спасать братьев по вере...

Вместе с Ибрагимовым Рамазанов создал медиаофис «ХТ», который осуществлял систематическую информацию о ее деятельности и пропаганду идей шейха Набхани. Финансирование данной структуры (так же, как и изготовление идеологической литературы, оплата средств связи, поездки в Москву и прочие расходы) проводилось за счет «добровольных пожертвований» членов организации. «Промыванием мозгов» своих единоверцев подельники занимались через специальный канал «Ислам в Питере» на одном из видеохостингов. Там в закрытой группе происходили и индивидуальные «консультации», на которых откровенно внедрялась идея о «всемирном халифате», а попутно шли занятия по арабскому языку.

В последнее время, естественно, в проповедях часто возникала тема Сирии. Асад, дескать, притесняет истинных мусульман, пора с ним бороться. Разумеется, далеко не до всех сразу доходило, что их постепенно готовят к роли «пушечного мяса» для ближневосточных войн.

Одним из попавших в сети проповедников «ХТ» стал студент Санкт-Петербургского технического университета (прославленной Корабелки) Ильяс Кагиров. Борцы за «чистый ислам» познакомились с ним прямо в университетском общежитии, где спокойно, никого не опасаясь, вели агитацию. Ходили по комнатам, приглашали на свои занятия. Откликались в основном выходцы из закавказских республик. Кто-то потом, послушав рассказы про «всемирный халифат», мероприятия посещать переставал. Но кое-кто и оставался, несомненно представляя для организаторов «перспективный материал».

Разумеется, когда этих деятелей «приземлили», перед руководством вуза был поставлен вопрос: как оно допустило в своих стенах действие откровенно экстремистских пропагандистов? Тем более что некоторые из них даже по внешнему виду были классическими ваххабитами. Вразумительного ответа, насколько известно, не получено.

24 июня 2014 года Ибрагимов и Рамазанов были задержаны, а потом арестованы. В квартире у первого нашли огромное количество литературы и иных пропагандистских материалов, не оставлявших сомнений в их террористической направленности. Ибрагимов свою принадлежность к «ХТ» признавал, но называл себя ее простым участником. Рамазанов же и вовсе отрицал свою вину, а потом перешел на 51-ю статью Конституции, дающую право не свидетельствовать против себя.

Впоследствии подельники (возможно, с подачи изобретательных адвокатов) придумали «хитрую» уловку: от полного названия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» они «отрезали» последнее слово и заявили, что были членами именно этой организации, которая законом не запрещена. Однако ни следствие, ни суд в это не поверили: такой организации просто не существует. А то, что арестованные исповедовали учение именно экстремиста Набхани, подтверждается множеством доказательств.

В отличие от своих «продвинутых» наставников арестованный в мае 2015 года Кагиров свою вину сразу и полностью признал. Что и было впоследствии учтено судом. 17 августа 2016 года выездной коллегией Московского окружного военного суда он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («участие в деятельности террористической организации»), и приговорен к лишению свободы сроком на 5 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима.

К Ибрагимову и Рамазанову суд отнесся более строго. Оба были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («организация деятельности террористической организации»), и получили, соответственно, 17 и 16 лет колонии строгого режима.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (5786) от 13.09.2016.


Комментарии