Кого ждут в 2030-м

Оценивая состояние современной системы профориентации школьников, часть экспертов, обсуждавших на днях тему, пришли к неожиданному выводу: сейчас эта система стала практически бесполезной, поскольку эффективность ее работы стремится к нулю.

Кого ждут в 2030-м | Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

«Кто из вас может взять на себя ответственность и сказать нам, какие именно профессии будут востребованы в 2030 году?» – обращаясь к экспертам, задал тон дискуссии модератор встречи Юрий Строфилов. И, так и не дождавшись ответов, заявил, что и сам не готов сделать это. «А значит, в существующей системе профориентации детей фактически нет смысла, – продолжил он. – Ведь как можно советовать нынешним школьникам получать ту или иную специальность, не будучи уверенным в том, что она вообще «доживет» до 2030 года?».

Такую точку зрения отчасти поддержал и генеральный директор детского города профессий Максимилиан Пивоваров. По его словам, сегодня средний срок жизни профессии составляет всего 25 лет. А стало быть, масса ныне популярных специальностей фактически обречена – через 15 – 20 лет даже многие ныне престижные станут никому не нужны.

В специальном исследовании, предпринятом Агентством стратегических инициатив (АСИ), говорится о том, что до 2030 года по меньшей мере 57 профессий с рынка труда уйдут. И появятся 186 новых. Сейчас в это еще трудно поверить, но в списке на вылет значатся не только бухгалтеры, копирайтеры, турагенты или экскурсоводы, но даже такие ныне «модные», как нотариус, юрисконсульт, провизор и системный администратор. А нужны окажутся экзотические биоэтики, генетические консультанты, проектировщики личной безопасности, тренеры творческих состояний, медиполицейские, IT-проповедники...

В этой связи Пивоваров уверен: уже сейчас профориентация должна стремиться не к тому, чтобы «склонить» школьника к выбору совершенно конкретной профессии, а предоставлять ему возможность развивать гибкие навыки, которые затем могут быть адаптированы к большому спектру специальностей. «Сейчас в рамках нашего проекта мы предоставляем ребятам возможность «примерить» на себя примерно 60 профессий. Однако главная задача при этом – научить школьников делать осознанный выбор. Самостоятельно принимать решения», – говорит эксперт.

В этом его поддерживает и Юрий Строфилов. Он считает, что сейчас на первое место в определении профессионального будущего школьника выходят не знания, а совершенно другие качества: любопытство, нетривиальность мышления, способность принимать, казалось бы, нелогичные решения. Окажутся востребованы те, кто способен системно мыслить, работать в условиях неопределенности и на стыке разных отраслей.

«На практике, по данным нашего эксклюзивного опроса, реальное знакомство школьников с профессиями начинается лишь после 12 лет, – сказала директор представительства компании HeadHunter Юлия Сахарова. – Но чаще всего вопрос встает всего за 2 – 3 года до окончания школы, когда уже надо делать выбор конкретной специальности. Однако даже в этом случае две трети информации ученик получает в семье...».

И в конечном итоге результат получается аховый. Около четверти окончивших вуз, к примеру, абсолютно неудовлетворены выбранной при поступлении профессией, а в числе «случайных» выпускников нередко оказывается больше всего... педагогов. «Потому что среди обучающихся в педагогических учебных заведениях 22% студентов честно признались, что поступили туда только потому, что это оказалось легче всего», – прокомментировала Сахарова.

По словам директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Юлии Гороховой, ошибки, допущенные в системе профориентации, приводят к серьезным проблемам: «По одним специальностям у нас наблюдается перепроизводство, а по другим – дефицит выпускников».

По оценке экспертов, предпочтение все же стоит отдать развитию тех самых гибких системных навыков, которые можно будет использовать при получении разных профессий. Образно говоря, во время обучения в школе ученик должен построить из них фундамент, на котором затем может быть возведено «здание» даже таких диковинных для сегодняшней жизни профессий, как тренер творческих состояний или медиполицейский.

Поэтому в ближайшем будущем, считают эксперты, особо цениться станут не собственно знания, а умение быстро их получать. А компасом в этом трудном деле как раз и обязана стать профориентация завтрашнего дня, основанная на иных принципах.


#рынок труда #профориентация #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5717) от 07.06.2016.


Комментарии