Главная городская газета

Кого ждут в 2030-м

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Реклама
Свежие материалы Карьера и образование

Вакансия не самоцель

«Наша основная задача - трудоустроить человека, а не заполнить вакансию. И в этом главное отличие работы службы занятости от деятельности частных агентств...» Читать полностью

Теряем способности

После выдающегося выступления российских школьников на Международной олимпиаде по физике директор знаменитого Городского математического центра для одаренных школьников, называет это провалом... Читать полностью

Связались со связями

Сюрприз приемной кампании в петербургские вузы-2017: бум желающих учиться на пиарщика Читать полностью

Шесть «горячих» идей петербуржцев

Шесть научных коллективов из Петербурга стали победителями конкурса Президентской программы по поддержке лабораторий мирового уровня. Читать полностью

Разработаны пособия по здоровью для уроков ОБЖ

Эксперты Минздрава и Минобрнауки разработали учебные пособия о здоровье для школьного курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Читать полностью

Доктор Уотсон!

Первооткрыватель структуры ДНК наконец примерил мантию почетного доктора СПбГУ. «Наконец», потому что само звание Джеймсу Уотсону, получившему в 1962 году. Читать полностью
Реклама
Кого ждут в 2030-м | Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

Оценивая состояние современной системы профориентации школьников, часть экспертов, обсуждавших на днях тему, пришли к неожиданному выводу: сейчас эта система стала практически бесполезной, поскольку эффективность ее работы стремится к нулю.

«Кто из вас может взять на себя ответственность и сказать нам, какие именно профессии будут востребованы в 2030 году?» – обращаясь к экспертам, задал тон дискуссии модератор встречи Юрий Строфилов. И, так и не дождавшись ответов, заявил, что и сам не готов сделать это. «А значит, в существующей системе профориентации детей фактически нет смысла, – продолжил он. – Ведь как можно советовать нынешним школьникам получать ту или иную специальность, не будучи уверенным в том, что она вообще «доживет» до 2030 года?».

Такую точку зрения отчасти поддержал и генеральный директор детского города профессий Максимилиан Пивоваров. По его словам, сегодня средний срок жизни профессии составляет всего 25 лет. А стало быть, масса ныне популярных специальностей фактически обречена – через 15 – 20 лет даже многие ныне престижные станут никому не нужны.

В специальном исследовании, предпринятом Агентством стратегических инициатив (АСИ), говорится о том, что до 2030 года по меньшей мере 57 профессий с рынка труда уйдут. И появятся 186 новых. Сейчас в это еще трудно поверить, но в списке на вылет значатся не только бухгалтеры, копирайтеры, турагенты или экскурсоводы, но даже такие ныне «модные», как нотариус, юрисконсульт, провизор и системный администратор. А нужны окажутся экзотические биоэтики, генетические консультанты, проектировщики личной безопасности, тренеры творческих состояний, медиполицейские, IT-проповедники...

В этой связи Пивоваров уверен: уже сейчас профориентация должна стремиться не к тому, чтобы «склонить» школьника к выбору совершенно конкретной профессии, а предоставлять ему возможность развивать гибкие навыки, которые затем могут быть адаптированы к большому спектру специальностей. «Сейчас в рамках нашего проекта мы предоставляем ребятам возможность «примерить» на себя примерно 60 профессий. Однако главная задача при этом – научить школьников делать осознанный выбор. Самостоятельно принимать решения», – говорит эксперт.

В этом его поддерживает и Юрий Строфилов. Он считает, что сейчас на первое место в определении профессионального будущего школьника выходят не знания, а совершенно другие качества: любопытство, нетривиальность мышления, способность принимать, казалось бы, нелогичные решения. Окажутся востребованы те, кто способен системно мыслить, работать в условиях неопределенности и на стыке разных отраслей.

«На практике, по данным нашего эксклюзивного опроса, реальное знакомство школьников с профессиями начинается лишь после 12 лет, – сказала директор представительства компании HeadHunter Юлия Сахарова. – Но чаще всего вопрос встает всего за 2 – 3 года до окончания школы, когда уже надо делать выбор конкретной специальности. Однако даже в этом случае две трети информации ученик получает в семье...».

И в конечном итоге результат получается аховый. Около четверти окончивших вуз, к примеру, абсолютно неудовлетворены выбранной при поступлении профессией, а в числе «случайных» выпускников нередко оказывается больше всего... педагогов. «Потому что среди обучающихся в педагогических учебных заведениях 22% студентов честно признались, что поступили туда только потому, что это оказалось легче всего», – прокомментировала Сахарова.

По словам директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Юлии Гороховой, ошибки, допущенные в системе профориентации, приводят к серьезным проблемам: «По одним специальностям у нас наблюдается перепроизводство, а по другим – дефицит выпускников».

По оценке экспертов, предпочтение все же стоит отдать развитию тех самых гибких системных навыков, которые можно будет использовать при получении разных профессий. Образно говоря, во время обучения в школе ученик должен построить из них фундамент, на котором затем может быть возведено «здание» даже таких диковинных для сегодняшней жизни профессий, как тренер творческих состояний или медиполицейский.

Поэтому в ближайшем будущем, считают эксперты, особо цениться станут не собственно знания, а умение быстро их получать. А компасом в этом трудном деле как раз и обязана стать профориентация завтрашнего дня, основанная на иных принципах.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook