Группа риска
В ближайшее время недорогие лекарства, входящие в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), подорожают на 30%, лекарства из среднего ценового сегмента вырастут на 11,4%. С такой инициативой выступила министр здравоохранения Вероника Скворцова. По мнению чиновника, этот шаг позволит сдержать цены, которые с начала 2015 года и так росли в доступных категориях. К примеру, в нижнем ценовом сегменте, сообщает портал pharm-medexpert.ru, препараты стали дороже на 28%, в среднем – на 18,4%, а цены на дорогие лекарства выросли на 12,6%. Медикаменты же, не входящие в перечень ЖНВЛП, выросли в цене на 16,9%.
Вероятно, такие вывески скоро назовут «ретро» и память о них будет хранить лишь фотоальбом.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС
Напомним, что резкий скачок цен на лекарства произошел под занавес прошлого года. На некоторые отечественные препараты цены выросли в два и более раз. Почему – понятно. Многие из них российскими можно назвать лишь условно, валютная составляющая в них доходит до 80%, включая импортную субстанцию (из которой «лепят» таблетки) и упаковочные материалы. Но единственный сегмент лекарств, на которые цены «застыли», был из списка ЖНВЛП. В этот перечень входит 657 препаратов, которые составляют порядка 40% рынка. Как известно, в России на эти медикаменты действует система государственного регулирования, в рамках которой ежегодно происходит регистрация отпускных цен фармпроизводителей и фиксация предельных торговых надбавок.
Естественно, что с ростом курса валюты производство лекарств по цене до 100 рублей (а это препараты, в которых массово нуждаются прежде всего стационары – физрастворы, средства для наркоза, обезболивающие, противовоспалительные) стало нерентабельным как для отечественных, так и зарубежных фармкомпаний.
Для российских потому, что они на 90% зависят от импорта. Иностранных потому, что все поставки осуществляются в валюте, а цену приходится поддерживать в рублях. В итоге, если еще пару лет назад «попадание в список» было пределом мечтаний большинства фармкомпаний, так как обеспечивало гарантированные государственные закупки и рынки сбыта, то сегодня поставлять такие препараты стало более чем накладно.
Производители начали намекать, потом просить, а затем и требовать изменения цены регистрации на дешевые лекарства. Ведь их производство не в состоянии было в новых курсовых реалиях выдерживать рентабельность и заявленные предельные цены. Правительство поначалу отказывалось, и тогда некоторые фармкомпании заявили о том, что будут вынуждены прекратить выпуск.
Другие же начали хитрить, регистрировать новые препараты под измененными названиями и поставлять их в аптеки не по перечню, а как обычные лекарства.
Действительно, согласно исследованиям компании DSMGroup, неизменным трендом последнего времени является сокращение доли недорогих лекарств и увеличение удельного веса дорогих препаратов (со средней стоимостью упаковки выше 150 руб.). К примеру, доля рынка недорогих препаратов по сравнению с декабрем 2014 года сократилась более чем на 5%.
Министр здравоохранения подтверждает эти данные: «Чем дешевле препараты, тем в большую группу риска они попали, потому что оказались на нулевой рентабельности или вообще ушли в минус». Поэтому, как уточнила Вероника Скворцова, разовая индексация цен на дешевые лекарственные препараты позволит сдержать рост цен на них.
Эксперт фармрынка директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова отмечает, что «предлагаемая правительством индексация давно обсуждалась, поскольку на рынке сохраняется ситуация, при которой запрет на адекватный пересмотр цен приводит к тому, что ряд препаратов исчезает с полок аптек. Поэтому действия правительства можно оценить как шаг навстречу рынку, но не потребителю, которому снова придется платить больше».
«Однако такие действия в нынешней ситуации необходимы – индексация сохранит допустимую рентабельность производства, а стабилизировавшийся рубль придаст уверенности участникам фармрынка. Тем не менее в идеале цены на лекарства из перечня ЖНВЛП не должны быть подвержены колебаниям курса рубля и они должны оставаться доступными для населения», – резюмирует эксперт.
Заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб также поддерживает индексацию цен, поскольку она поможет российским производителям сохранить номенклатуру, а аптекам – весь ассортимент лекарств.
Директор же института проблем здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович считает, что выше поднимать цены было бы опасно, поскольку люди, покупающие эти лекарства, и так замечают подорожание и недовольны.
В свою очередь директор аналитической компании DMS Group Сергей Шуляк считает, что для населения индексация цен на самые дешевые препараты вряд ли станет слишком ощутимой, поскольку они все равно останутся дешевыми по сравнению с препаратами, цены на которые не регулируются.
При этом специалисты сходятся в том, что разовая индексация цен на дешевые препараты из перечня – это полумера, которая лишь немного улучшит положение российских производителей. Сергей Шуляк подчеркнул, что индексация на 30% поможет решить проблему отрицательной рентабельности, но издержки при производстве разных препаратов серьезно различаются. Для некоторых лекарств будет недостаточно даже индексации в два раза.
Многие эксперты в сфере здравоохранения сходятся во мнении, что необходимо принимать системные меры – в частности, вводить лекарственное страхование. Так называют схему, когда пациент получает рецептурное лекарство бесплатно или со скидкой за счет компенсации со стороны государства или страховой компании.
В России эта программа, которая уже многие годы действует в западных странах, пока находится на стадии пилотных проектов.
КСТАТИ
В правительстве не ограничатся одним поднятием цен. По словам главы ведомства Вероники Скворцовой, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты к 2020 году на 90% будут производиться в России. На данный момент показатель составляет 67%. Правда, никто из экспертов не берется прогнозировать, удастся ли всего за четыре с половиной года наладить в нашей стране качественное производство собственных лекарств.
– Прежде чем производить собственные лекарства, нужно основательно вложиться в науку, чтобы препараты разработать, – объясняет главный фармаколог Петербурга Александр Хаджидис. – На закупку оборудования, разработку, а затем запуск массового производства нужно время, и трудно сказать, сколько именно его потребуется. К сожалению, мы очень импортозависимая страна.
Возможно, поэтому Минздрав не планирует отказываться от закупки ряда лекарственных препаратов за рубежом, у которых пока нет замены среди российских аналогов.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (5438) от 14.04.2015.
Комментарии