Эксперимент без излишеств
В течение двух лет историк искусства Сусанна Хуала, организатор и куратор этой выставки, отбирала экспонаты, которые, на ее взгляд, отвечали сформулированной ею тематике - «Искусство. Религия. Власть».
Куратор Сусанна Хуала на презентации выставки. ФОТО АВТОРА
- Ни одно произведение искусства не рождается в пустоте. Все - в контексте истории, власти, политики, современных художнику. Суть идеи - показать, как именно исторический контекст мог влиять на художника, работающего в религиозной тематике и стилистике, - сказала Сусанна, объясняя свою задумку.
Признаться, музейщикам Петербурга такое объяснение казалось весьма туманным. Они не могли понять, почему один предложенный ими экспонат отвергается, а другой, не предложенный, привлекает внимание автора идеи. В конечном счете куратор выбрала 233 произведения: иконы, живопись и графику, антирелигиозные плакаты советских времен, а также несколько скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства, каллиграфии, относящихся к исламу, буддизму, синтоизму.
Никогда еще Музей истории религии не отдавал свои экспонаты под чужую идею. Однако около 20 лет у него не было зарубежных выставок такого масштаба. А потому предложение музейного центра Турку было чрезвычайно привлекательным. Решили поэкспериментировать. И с нетерпением ждали, что же получится.
Открытие выставки в Музее Вяйне Аалтонена состоялось 15 сентября. Только тогда - практически вместе со зрителями - петербургские музейщики увидели, что же получилось.
- Пространство и технические возможности музея в Турку помогли наилучшим образом продемонстрировать наши экспонаты, многие из которых долгое время находились в запасниках, - сказала директор Музея истории религии Любовь Мусиенко.
На самом деле впечатление профессионалов историков и искусствоведов отнюдь не исчерпывалось восторгами по поводу оборудования. Вызвало удивление то, как причудливо сочетаются экспонаты в одном зале и даже на одной стене.
Так, офорт неизвестного французского автора «Пробуждение третьего сословия» (1789 г.) мирно ужился с картиной В. И. Иевлева «Беседа В. И. Ленина с конструктором Ф. В. Цандлером» (1964 г). Помпезное живописное произведение «Апофеоз Павла I» (неизвестный художник, конец XVIII в.) соседствует с полотном Ивана Макарова, написанным в память чудесного спасения августейшего семейства Александра III в железнодорожной катастрофе в 1888 году. Здесь же размещается произведение неизвестного художника, посредством рисунка рассказавшего обо всех событиях революции 1905 года: с надписями, поясняющими, кто именно здесь изображен и в каких обстоятельствах.
Сусанна пояснила, что в одном зале собраны произведения, авторы которых обслуживают власть и обожествляют ее, в другом главная тема - богоборчество. А есть еще залы, где представлен процесс воспитания общественной нравственности посредством произведений религиозной тематики и где рассказывается о религии в повседневной жизни.
- Возможно, это продуктивно и привлекает внимание зрителей, но мы бы предпочли более академичный подход, - заметила заместитель директора Музея истории религии по научной работе Екатерина Терюкова.
Во время авторской презентации выставки она то и дело брала бразды правления в свои руки и дополняла, а то и исправляла рассказ Сусанны о том или ином экспонате. Возможно, это не вполне соответствовало политесу, однако вызывало понимание. Трудно молчать, когда о картине, на которой тебе знакома каждая черточка, рассказывают как-то не так или не рассказывают вовсе. Эти «дебаты» перед экспонатами, настоящие соревнования (почти единоборство) интеллекта, знаний, подходов, стали для первых зрителей настоящей фишкой выставки.
Так, две гигантские доски (290 x 140 см) «Советская наука» и «Социалистический труд», которые издали можно было принять за иконы, финны назвали примерами антирелигиозных произведений. И только! А Екатерина Терюкова, дополняя это замечание, рассказала целую историю про мастеров села Мстера - хранителей исконных иконописных традиций, которые именно в этих традициях и создали обе работы, обожествив и труд, и науку.
- Традиция сохранена до сего дня, - отметила Екатерина Терюкова. - И сейчас, когда она вновь востребована, мастера Мстеры вновь пишут иконы.
Такой же краткостью, без излишеств, отличались комментарии куратора выставки к легендарным офортам «Капричос» Франциско Гойи, офортам Рипенхаузена по оригиналам Хогарта «Карьера проститутки», «Улица пива», «Переулок джина». Произведения, о которых отечественный искусствовед прочел бы целую лекцию, вызвали у нее лишь краткое замечание: мол, художники показывают последствия греховного поведения, говорят о пагубности разврата и пьянства...
- Выставка и не ставит перед собой цели открывать великие истины об искусстве, религии или власти, - объяснил директор музейного центра Олли Иммонен. - Ее задача - заинтересовать посетителей и побуждать их задуматься над тем, что они видят. Одним из признаков успешной выставки можно считать то, что она становится предметом дискуссий и переплетается с актуальными для нас вопросами. Этого мы и ожидаем от экспозиции «Искусство. Религия. Власть».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (5790) от 19.09.2016.
Комментарии