ЕГЭ по истории может стать обязательным
18 мая школьники впервые будут писать всероссийскую проверочную по истории. Это разведка боем: министр образования и науки Ольга Васильева (сама историк) считает, что ЕГЭ по истории должен стать обязательным. Уже называют вероятную дату - 2020 год. Необходимость обязательности объясняют нынешними слабыми знаниями школьников - так что можно себе представить, насколько мы готовы к самому переходу.
Иллюстрация Vladimir Melnikov/shutterstock.com
Линейное уравнение
Сейчас у школьного курса истории и без того эпоха перемен. Переход от концентрической системы изучения истории к линейной. Точнее, возвращение к ней. Если вы учились в советской школе, то учились по линейной системе: проходили исторические события последовательно. Правда, если ученик покидал школу раньше (и не продолжал учебу в вечерней школе или ПТУ), история для него как бы обрывалась. Из-за этого в 1990-е и возникла идея перейти на «концентры»: с 5-го по 9-й класс давать всю историю, а те, кто шел в 10 - 11-й классы, - повторяли ее на более глубоком уровне. Звучало красиво, но на деле, чтобы втиснуться в отведенное время, курс спрессовывали, а 14-летние впопыхах постигали разницу между кадетами, большевиками и меньшевиками.
Петербург яростно сопротивлялся переходу на «концентр», так что неудивительно, что возвращение к линейной у нас расценивают как «разум возобладал».
Сейчас по новым «линейным» учебникам учатся шестиклассники. Когда они пойдут в 11-й, можно будет говорить, что школа полностью вернулась к старой системе, но возвращение это усеченное. Например, в советской линейной системе в 10-м классе было 4 часа истории в неделю, при этом осваивали период с Николая II до Великой Отечественной. В нынешней линейной в 10-м классе за 2 - 3 часа в неделю нужно будет освоить период от Александра II с его реформами до наших дней. И новый линейный курс охватывает с 5-го по 10-й класс. Что будет в 11-м - пока вопрос.
- Изначально считалось, что это будет некий историко-культурологический модуль «Россия и мир», - говорил в ТАСС Игорь Карачевцев, учитель истории, директор гимназии № 166, учитель года-2003, лауреат премии президента РФ. - Но в случае обязательного ЕГЭ, я предполагаю, в 11-м классе будет идти усиленная подготовка к этому экзамену.
Игорь Карачевцев согласен с тем, что «плохо знают историю наши дети», и не исключает, что обязательный ЕГЭ мотивирует «лучше знать факты, события, имена».
- Но будут ли дети понимать историю, причинно-следственные связи, альтернативные точки зрения? - продолжает Карачевцев. - И позволит ли эта обязательность не просто знать историю, а уважительно к ней относиться? Любая обязательность обычно вызывает внутренний протест.
Базовый и профильный уровни
- Сама идея обязательного ЕГЭ по истории не столь уж нелогична, - считает Олег Катренко, зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания академической гимназии № 56. - В общемировой практике при едином государственном тестировании проверяются знания по математике, родному языку и родной истории. Другое дело - насколько материалы тестирования соответствуют пройденному материалу.
Олег Катренко приводит пример: по действующим сейчас учебникам школьник к 9-му классу доходит до правления Николая II и революции. А в экзамене после 9-го класса есть вопросы и по остальному ХХ веку.
Если ЕГЭ по истории станет обязательным, его имеет смысл разделить на уровни - базовый и профильный, считает Катренко. Как сейчас в ЕГЭ по математике. В таком случае поступающие в технические вузы (и, соответственно, сдающие математику профильного уровня) смогут при желании ограничиться базовым уровнем исторического ЕГЭ. С оговоркой: «база» должна проверять не только даты-имена, но и умение видеть причинно-следственные связи, работать с источниками и т. д.
- С формой ЕГЭ ребята давно знакомы, и расширение спектра обязательных ЕГЭ трагедией не станет, - согласен с коллегой Илья Демаков, учитель истории гимназии № 116, победитель всероссийского конкурса «Педагогический дебют».
Учителя и сейчас готовят к ЕГЭ по истории, который пока по выбору. И преподаватели истории, как правило, преподают и обществознание, а на этот предмет, тоже выборный, записывается едва ли не каждый второй. Так что и опыт массовой подготовки имеется.
Но и Илья Демаков указывает на подводные камни: до 45% вопросов в ЕГЭ по истории - по ХХ веку; при этом практически весь ХХ век скомпоновался сейчас в 11-м классе. И без того не беззаботном.
А эксперты - кто?
- Теоретически мы все за, - говорит Татьяна Кудрявцева, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории РГПУ им. Герцена, о введении обязательного ЕГЭ. - Не только потому, что это повысит статус истории в школе, но и потому, что без знания истории не может быть осознанного патриотизма.
Татьяну Кудрявцеву смущает симпатия некоторых юных и молодых к Иосифу Виссарионовичу. Кудрявцева приписывает это не только «чувству протеста», но и «историческому невежеству».
- Но я опасаюсь других проблем, которые появятся, если сейчас возьмутся спешно внедрять обязательный ЕГЭ, - продолжает она.
Неминуемо встанет кадровый вопрос. Одно дело - отправлять сильного учителя в профильный исторический класс, другое - если готовить к ЕГЭ придется всех.
В РГПУ им. Герцена на специальность «Историческое образование» поступают те, кто сдавал ЕГЭ по истории. То есть «подготовленные». Но и их, по словам Татьяны Кудрявцевой, устный экзамен по истории повергает в шок, а на вопрос: «Из какого источника взяты сведения?» - они отвечают: «Из Интернета».
- Я не могу понять, на каком этапе замечательные слова министра образования превращаются в свою противоположность, - говорит Татьяна Кудрявцева.
Министр Васильева, рассуждая о подготовке учителей, твердила: будущего преподавателя математики нужно учить прежде всего математике, преподавателя истории - истории. И т. д. Но почему-то каждый год в педвузах сокращаются часы именно на предмет - во всяком случае на историю.
- Кто-то придумывает, что надо готовить не учителей - истории, математики и т. д., - а абстрактного учителя! - возмущена Кудрявцева. - Научить его неким прибамбасам, с которыми он будет этаким лицедеем выступать перед школьниками. И не важно, «чего» он преподаватель - физкультуры, истории...
Ее коллега по педагогическому университету Дмитрий Кузин (кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики и обучения истории и обществознания) в отношении обязательного ЕГЭ по истории вообще скептичен:
- Историческое образование сейчас - как школьное, так и вузовское - в очень проблемном состоянии.
Школа в своем переходе на новые федеральные образовательные стандарты пока дошла только до шестых классов. И уже немало нестыковок. Кузин приводит только вопиющие: перегруженные школьные программы не соответствуют реальному выделенному объему часов. Студентов педвузов учат всевозможным технологиям, методам, приемам обучения, а на деле востребован только один: натаскивание на ЕГЭ. Единый гос измеряет знания (имен, дат, событий), и большая часть их после экзамена из головы выветривается - и остается неизвестным, укоренилось ли действительно ценное: способность критически мыслить, гражданская позиция и т. д. Школа переходит на стандарты второго поколения, а в вузах новые стандарты появляются чуть ли не каждый год, «мы тратим огромное количество времени и сил на освоение этих программ. И возникает вопрос: чем это обосновано?».
Возвращаясь к ЕГЭ. В 2016 году в Петербурге единый гос по истории сдавали 3733 человека. Это чуть больше 13% от всех сдававших. Обязательный ЕГЭ увеличит количество сдающих на порядок.
Конечно, ЕГЭ по истории в основном «знаниевый», проверить факты-имена-события может и компьютер. Но в нынешних ЕГЭ по истории, например, есть вопрос № 25 - небольшое сочинение-описание той или иной эпохи. Например, застоя. Эту «творческую» часть, естественно, оценивают эксперты. И, предупреждает Татьяна Кудрявцева, во-первых, как подготовить столько экспертов, и, во-вторых, по некоторым темам и у экспертов могут быть разные мнения. «Пойдет вал апелляций».
- Я бы хотел, чтобы воспитание и образование школьников шло без торопливости, опиралось на разумный учебно-методический комплекс, который должны создавать ученые вместе с учителями, - итожит Игорь Карачевцев.
Лучший учитель России Карачевцев несколько раз сдавал ЕГЭ по истории - «для себя». Говорит, ни разу не набрал 100 баллов. И вряд ли причина в недостаточных знаниях учителя истории с 30-летним стажем.
Комментарии