Другой Китай
Отдыхающих из Поднебесной на улицах северной столицы теперь можно встретить едва ли не чаще, чем англичан, французов или американцев. Это подтверждают и китайские туроператоры – российское направление постепенно становится одним из самых востребованных. Наиболее популярные места, естественно, – Москва и Петербург. Но китайцы рассчитывают на взаимность и ждут россиян у себя на родине. Причем не только в Пекине и Шанхае или на курортном острове Хайнань. Есть и другой Китай, о котором большинство россиян пока еще ничего не знают.
Городок Маотай, в котором 30 тысяч жителей, вырос на реке Чишуйхэ у подножия горного хребта. ФОТО АВТОРА
Расцвет за двадцать лет
Одно из таких мест – провинция Гуйчжоу, где прошел Международный туристический форум, на котором впервые побывали представители России.
Эта провинция на юге Китая не имеет выхода к морю, там нет памятников всемирного наследия Юнеско. И все же в этой южнокитайской провинции, безусловно, есть что посмотреть. Главное богатство Гуйчжоу – ее потрясающая природа. Недаром провинцию сами китайцы часто называют «наша восточная Швейцария». 90 процентов занимают горы с изобилием водопадов, пещер и каньонов. Здесь сохранились девственные леса и доисторические растения, некоторые из них существуют еще с юрского периода.
И именно здесь в 30-х годах прошлого века творилась история Поднебесной – знаменитый Великий поход Мао, который для китайской истории важен примерно так же, как для нас сражение на Курской дуге или Сталинградская битва. Во время гражданской войны, командуя соединениями красной армии, Мао Цзэдун в чем-то повторил альпийский поход Суворова, форсировав перевал, тогда считавшийся неприступным. Преодолев горную гряду, красноармейцы перешли в наступление, и в войне с белым режимом Гоминьдан наступил перелом, который привел к победе коммунистов.
Именно на «красный туризм» и решили сделать ставку в провинции Гуйчжоу. Здесь нет ни одного города, где не было бы обелисков и музеев, посвященных победе Мао Цзэдуна. Идея сработала: сюда съезжаются со всего Китая, и меньше чем за два десятилетия Гуйчжоу из беднейшей китайской провинции превратилась в развитый туристический центр – с великолепными дорогами, роскошными пятизвездными отелями и вновь созданными природными парками и заповедниками.
«Главная водка Поднебесной»
Продвижению провинции помог туристический форум, который в Гуйчжоу впервые провели 10 лет назад. В этот раз форум прошел в одном из районных центров провинции – городе Жэньхуай. Место выбрали не случайно. Небольшой, по китайским меркам, город (население – не более 300 тысяч) производит гордость провинции Гуйчжоу – знаменитую рисовую водку. Считается, что этот напиток крепостью 53 градуса не вызывает похмелья и обладает целебными свойствами. И за неимением медикаментов во время Великого похода Мао раненых красноармейцев местные жители лечили как раз своей знаменитой рисовой водкой. Радушие жителей Гуйчжоу вождь китайских коммунистов оценил по достоинству, и южный рисовый дистиллят по специальному распоряжению ЦК Компартии Китая стал «национальным достоянием», «главной водкой Поднебесной» и начал производится в промышленных масштабах.
В этом году Гуйчжоу посетили руководители туристических агентств и журналисты из Москвы и Петербурга. На форуме открылась IX Международная фотовыставка. Участники из Китая представили фотозарисовки памятников истории, а также природные ландшафты, выполненные в необычных ракурсах. Фотографы из Новой Зеландии разместили на стендах портретную галерею представителей местных субкультур, а гости из Украины целый год снимали ветеранов Второй мировой войны на всех континентах. Журналисты из Москвы также подготовили выставку на военную тему, а петербуржцы приехали с презентацией города на Неве, которую подготовили лучшие фотохудожники северной столицы.
Вслед за официальной частью была презентация самих «красных маршрутов». Гостям форума показали наиболее значимые места Гуйчжоу, связанные с Великим походом Мао. Первой остановкой стал Пакуа-парк. В 30-е годы прошлого века на этом месте были болота, которые пришлось форсировать бойцам китайской красной армии. В наше время болота осушили, а на их месте появился огромный садово-парковый комплекс в несколько гектаров, созданный в точном соответствии с национальным учением фэн-шуй.
Затем участникам форума показали горный поселок Ту. Здесь проживает национальное меньшинство Китая – народ мяо (провинция Гуйчжоу – одна из самых многонациональных в Китае, из 56 представленных в стране национальностей здесь проживает 49). Местные жители встретили гостей концертными номерами и красочными спектаклями. В 20-тысячном поселке праздник был на каждой улице.
И на каждом шагу гостям форума предлагали... да, да – знаменитый рисовый напиток крепостью 53 градуса.
Тема водки в Гуйчжоу значима не меньше, чем Великий поход красной армии. «Национальному достоянию» посвящены памятники, божества и даже коммунистические неоновые слоганы, выполненные в лучших традициях соцреализма. При этом пьяных на улицах городов самой водочной провинции Китая практически нет. Местные жители объясняют это особой культурой пития, такой же филигранной, как знаменитые чайные церемонии. С ней знаком каждый взрослый житель Гуйчжоу.
«Красная тематика» на каждом шагу
Показали гостям туристического форума и административный центр провинции Гуйчжоу – Гуйян. В начале 2000-х это был обычный провинциальный городок, застроенный панельными девятиэтажками. За 15 лет Гуйян превратился в южнокитайский Манхэттен – с 5- и 6-звездными отелями, VIP-клубами и элитными ресторанами.
Закончился тур по «красным маршрутам» посещением древней столицы Гуйчжоу – города Цзуньи. Первое упоминание о Цзуньи зафиксировано в китайских хрониках три тысячелетия назад, но по-настоящему старинных зданий в городе не осталось, в центре доминирует застройка начала XIX века. Именно этот город считается центральной точкой «красного туризма». Когда в 1935 году красноармейцы овладели Цзуньи, они провели решающее заседание Компартии Китая, где лидерство над коммунистами окончательно перешло к Мао Цзэдуну – что и предопределило дальнейшее развитие Поднебесной. «Красную тематику» здесь можно встретить на каждом шагу – рестораны, магазины с революционной символикой и, конечно же, многочисленных любителей исторических реконструкций.
Но будет ли все это интересно туристам из России? Вопрос, которому посвятили завершающий день туристического форума в Гуйяне. Говорили о программе туристических обменов. Все больше туристов из центрального и южного Китая хотят посетить Россию. Провинция развивается, жители Гуйчжоу стали богаче и могут себе позволить на пару недель слетать на отдых в Москву или Петербург. Но и для россиян «провинциальный» китайский туризм может быть по-настоящему захватывающим. Помимо «красных маршрутов» на форуме предложили оздоровительные направления, связанные с китайской народной медициной, а также туры для альпинистов и любителей рафтинга.
Проблема только одна: в Гуйчжоу нет прямых рейсов из России, летать приходится через Пекин – и это затрудняет полноценный туристический обмен. Но тех, кто не пожалеет времени и не побоится пересадок, ждет настоящий, а не открыточный Китай – с затерянными в горах городами и парками, красными тропами Мао и вкусом рисовой водки.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5752) от 27.07.2016.
Комментарии