Долговая аномалия
Лучше поздно, чем никогда. Председатель жилищного комитета Валерий Шиян наконец-то выразил официальное отношение комитета к решимости ТГК-1 напрямую, минуя коммунальщиков, собирать плату за тепло в шестистах домах, расположенных в зоне ответственности ЖКС-2 Василеостровского района. Более месяца назад руководитель дирекции по сбыту ОАО «ТГК-1» Сергей Лапин объявил, что в марте граждане уже получат отдельные счета от тепловой компании. И только сейчас Шиян сообщил, что планы ТГК-1 вызывают у него «серьезное беспокойство» и что эта инициатива «вызовет появление двойных квитанций на оплату жилищных и коммунальных услуг».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Кроме слов жилищный комитет отметился и делом: направил в Генеральную прокуратуру РФ обращение с просьбой обратить внимание, что крупная тепловая компания готова пойти на нарушение Жилищного кодекса, который допускает подобные перемены в системе оплаты только после соответствующего решения собственников.
История ЖКС-2 Василеостровского района, о которой наша газета рассказывала неоднократно, напоминает показательную порку: тепловики решили продемонстрировать, что может ожидать коммунальную контору, имеющую долги. До поры до времени петербургские коммунальщики достаточно успешно отбивались в судах от претензий тепловых компаний, доказывая, что лишь нестыковки в законодательстве позволяют «рисовать» немереные суммы задолженности за гигакалории тепла. Пришлось тепловикам искать обходные юридические пути. Один из таких путей, похоже, и был опробован на Васильевском острове.
Все началось с малого: в 2012 году небольшая фирма, которую ЖКС-2 нанимал для очистки кровель, подала иск о взыскании недоплаченных ей денег – 9 миллионов рублей. Вот странность: кровельную фирму в суде представлял сотрудник юридической службы ТГК-1 Андрей Дубровский. Суд признал иск правомерным, и в жилкомсервис был направлен временный управляющий, который должен был проследить за уплатой долга. А заодно – рассмотреть и другие долги. И первым, кто тогда заявил свои материальные претензии, было ТГК-1 – на 193 миллиона рублей. Затем внешний наблюдатель принял заявления от «Водоканала» на 45 миллионов и в довесок от ПСК на 2 миллиона. Так что общий долг жилкомсервиса достиг 257 миллионов рублей. Тогда-то и прозвучало слово – банкрот.
С того дня официальным представителем ЖКС-2 стал внешний управляющий, который стоял на страже интересов основных кредиторов. И первым делом было принято решение отказаться от розовых квитанций ВЦКП и самим заняться расчетом и печатанием квитанций. Основным доводом была непрозрачность «розовых» платежей. С августа 2013 года по домам полетели уже белые квитанции. К слову, наниматели тогда в течение трех месяцев получали двойные квитанции: розовые – от ВЦКП и белые – от жилкомсервиса. Пока прокуратура не заявила, что розовые – правильные, а белые – нет.
Каким образом рассчитывалась и взималась квартплата в течение полутора лет, неясно. Вот только, по данным все того же ТГК-1, к 2015 году долг жилкомсервиса за тепло вырос до 500,5 миллиона рублей. На 259 процентов за полтора отопительных сезона!
В январе, как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», руководитель сбытового ведомства ТГК-1 Сергей Лапин заявил, что новая долговая аномалия целиком на совести жилкомсервиса. Не оправдал, стало быть, внешний управляющий высокого доверия кредиторов. Тогда же Лапин и объявил о готовности компании перейти к прямым договорам с жителями, к прямым сборам денег. С тех пор идут нескончаемые совещания, заседания и переговоры с участием тепловиков, руководства жилищного комитета, ВЦКП и жилкомсервиса. Обсуждают, но при этом никто не собирается менять свою точку зрения.
ТГК-1: «Долги уменьшатся, только если деньги пойдут прямиком из рук потребителей в тепловую компанию».
Жилкомсервис: «Нет такого закона, чтобы прямиком, в обход решения собственников».
ВЦКП: «Прямые расчеты тепловой компании с потребителями означают, что уже никто не сможет оценить и отследить корректность начислений. И, если понадобится, оспорить их».
Городская прокуратура: «Господин Лапин был не прав. Делаем ему замечание».
А жилищный комитет, который до последнего времени все искал консенсус и уговаривал, все же ныне занял жесткую позицию и даже призвал на помощь генпрокуратуру.
Интересно, что никто из сторон конфликта не рискнул обратиться напрямую к собственникам и спросить у них: кому бы они хотели отдавать свои деньги?
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5410) от 04.03.2015.
Комментарии