2Vtzqv4Hz9U

Дилемма Гитема

Партнер архитектурного бюро КСАР нидерландский урбанист и архитектор Рюрд Гитема (Ruurd Gietema) выступил в Петербурге и рассказал о создании нового пространства в Амстердаме, Роттердаме, Гамбурге. И в России, где ему также выпала честь работать. Начал Рюрд с констатации факта: у Амстердама и Петербурга «общая ДНК».

Дилемма Гитема  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По его мнению, нас роднят не только воля и пристрастия Петра Первого, но и черты ландшафта – избыточное увлажнение, болота, озера. Вода исполняла роль дорог, само название образцового для Петра голландского города означает буквально «дамба на реке Амстель». Амстердам – сеть каналов и улиц. От этого примера мэтр перешел к общению.

Бюро Рюрда Гитема разработало архитектурный проект района Гамбурга – Хафенсити. Эта бывшая портовая и промышленная площадка за четверть века превратилась в современное урбанистическое пространство. Причина чисто технологическая: современные крупные суда не могут швартоваться на Эльбе, потому терминал для их обслуживания вынесли за город. Территория старого порта превратилась в социальное пространство. У Гитема возникла дилемма: осушить часть акватории бывшего порта или использовать преимущества воды. Выбрал последнее.

«Мы отказались от намыва и на имевшихся двух миллионах квадратных метров реализовали иную идею», – пояснил урбанист. В чем же суть замысла? Во-первых, высота набережной была поднята на 3,5 метра. Во-вторых, современные технологии позволили создать изолированные помещения на нижнем ярусе (при наводнении они просто закрываются). В-третьих, общественные пространства у воды сознательно отдаются на волю волн. Террасы и променады затапливаются, но ничего страшного с ними не происходит – вся «мебель» закреплена. Наверное, отмыть скамейки от тины морской действительно дешевле, чем убирать их.

Символом района стала новая филармония (сейчас возведение грандиозного 110-метрового здания завершается). Небоскреб похож на корабль. Кстати, первоначально в этом месте на мысу собирались строить музей науки, городские власти даже провели конкурс. Но потом пришел частный инвестор, «мешок денег» (так выразился г-н Гитема), и продавил создание именно филармонии.

Принято считать, что это только в России все стройки дорожают. Но в данном случае немцы работали «по-русски»: первоначальный бюджет «корабля» был превышен в 5 раз.

Вот почему голландский мастер настоятельно советует не отдавать большие районы на откуп одному застройщику. Каждое крупное здание должно рассматриваться как отдельный проект, тогда провал или крах одного участника пула освоения территории не станет фатальным. Также при планировании будущих районов он советует не бояться эксцентричных архитектурных экспериментов, но таких зданий должно быть не слишком много – порядка 5%.

«Одна из самых важных задач – проектирование не просто зданий, а достойной жилой среды», – сказал мэтр.

В России бюро Гитема разработало немало проектов – в Москве, Красноярске, Екатеринбурге, Перми. Есть в его портфолио и петербургские ансамбли – точнее, ленобластные (проект жилмассива в Янине). Архитектор красочно рассказывал о перелетах по нашей необъятной родине, сложных переговорах с непростыми клиентами... У мастера сложилось мнение, что у нас слишком часто меняются архитектурные планы. Помочь может принцип «лего» – копирование простых элементов.

Очень интересен был рассказ о Перми, где команда Гитема с 2009 года работала над генпланом города. Оказалось, что Пермь похожа на Люксембург: холмы, террасы, река внизу. Идея голландских урбанистов – перенос транспортных потоков, решение проблем пробок, реновация старых промзон. Правда, затем генплан Перми был объявлен гостайной, а власти города поменялись. Но идей (в том числе и для нашей страны) у Рюрда Гитема еще много...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.


Комментарии