Чем живет Дорога жизни

Лет пять назад мне довелось проехать по Дороге жизни с гостями из Белоруссии. Хотелось с гордостью показать им святые места, где были спасены десятки тысяч ленинградцев. Но, пока мы ехали, лица гостей все больше мрачнели. А мне было просто стыдно - за обшарпанные, неухоженные, запущенные памятники, за мусор у мемориалов, за разбитую дорогу...

 Чем живет Дорога жизни | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Четыре года назад к президенту России обратились горожане во главе с председателем Общества жителей блокадного Ленинграда Ириной Борисовной Скрипачевой: нет больше сил видеть эту разруху, спасите Дорогу жизни!

Крик отчаяния был услышан. За несколько лет ситуация радикально изменилась. Серьезную реконструкцию, практически второе рождение, пережил Музей Дороги жизни в Осиновце - филиал Центрального военно-морского. А памятники на трассе вошли в оперативное подчинение новой областной структуре - музейно-мемориальному комплексу «Дорога жизни». К 70-летию Победы они были отреставрированы, а у мемориала «Разорванное кольцо» появился вечный огонь.

- Многим почему-то кажется, что Дорога жизни заканчивается в деревне Коккорево у «Разорванного кольца», - говорит директор комплекса Юрий Щеглов. - А как же трасса на Большую землю? В нашем ведении - стела в Кобоне, памятники блокадной полуторке и неизвестному шоферу в Дусьеве, подлинная автомашина «ЗИС-5» в деревне Подборовье Бокситогорского района.

Многие памятники на Дороге жизни окружены еще и народной заботой. Как рассказал Щеглов, яркий пример - местная жительница, которая опекает памятник «Катюша». Она живет рядом, ухаживает за клумбами, убирает старые венки, засохшие цветы. Ничего ни от кого не просит, делает это по зову сердца...

Впрочем, еще много объектов, которые вызывают беспокойство. К примеру, на 38-м километре Дороги жизни, всего в нескольких десятках метров от шоссе, сохранился бетонный бункер - узел связи. Объект уникальный, подлинный, достойный музеефикации. Но сегодня он попросту ничей, даже не является памятником регионального значения. В свое время из-за земельной неразберихи 1990-х годов бункер оказался... на частной территории.

- Этим вопросом сейчас занимается департамент по охране памятников областного комитета по культуре, - сообщила замдиректора комплекса «Дорога жизни» Маргарита Куортти.

Требует внимания и Сосновецкий форт за деревней Коккорево. Там до сих пор сохранились сооружения 101-й Отдельной дальнобойной батареи береговой обороны, которая всю блокаду защищала Дорогу жизни. Совет ветеранов добивается создания там музея. Но сегодня земли вокруг батареи (а это бывший пионерский лагерь) - в частной собственности...

Частью большого музейного комплекса на Дороге жизни могли бы стать и дальнобойные артиллерийские установки на военном полигоне «Ржевка» - оттуда во время блокады они вели огонь по врагу. Но сегодня это режимная территория Министерства обороны, куда доступ практически невозможен...

А вот во Всеволожске скоро появится совершенно новый музей, посвященный авиаторам. Он разместится в доме, где в годы войны жили летчики, защищавшие небо над Ладогой. Здание старинное, в 1990-х годах его частично занимал краеведческий музей. Последние годы дом пустовал, там случился пожар, крыша рухнула, осталась только часть стен.

Нынешним летом вокруг руин появился забор. Мы заглянули на площадку - удостоверились: работы идут полным ходом. Ветхие стены уже разобрали, оставили только то, что можно сохранить. Остальное будет воссоздано. Начался монтаж металлических конструкций. Лицевой фасад будет новодельный - в стиле хай-тек. Окончание работ намечено на конец 2017 года.

- У нас уже есть предварительные эскизы будущей экспозиции, - рассказал Юрий Щеглов. - Здесь будет достаточно много интерактива и мультимедиа, чтобы было интересно молодежи. Плазменные панели, портреты авиаторов с эффектом направленного звука, диорамный экран, на котором будут демонстрироваться фильмы в 3D. Будет воссоздана комната отдыха летчиков. Ее наполнят подлинные вещи авиаторов и голографический театр.

Использование современных технологий музейщики считают необходимостью. Их опыт показывает, что в музеях детям не особенно интересно, экскурсовода они долго не слушают, а в результате в голове у них почти ничего не остается. Виртуальная реальность - единственная возможность говорить с ребятами на их языке. И главное - у них возникает желание посмотреть все на месте.

- Наши партнеры разработали приложение «Дорога жизни», которое можно скачать в Интернете, - говорит Маргарита Куортти. - Это своего рода «машина времени в кармане». Надеваешь очки виртуальной реальности или «шлем» - и как будто бы переносишься в блокаду, на Дорогу жизни. И видишь караваны полуторок, идущих по Ладожскому озеру, вражеские бомбежки...

Навряд ли такой подход бесспорен. Можно ли превращать Дорогу жизни, святое понятие для ленинградцев, в «мультяшку»?

- Блокадники, которые видели наш проект, сказали, что они не против такого подхода, - поддерживает коллегу Щеглов. - Тем более что в действующей сейчас концепции по патриотическому воспитанию прямо прописано использование инноваций. Да и вообще за виртуальным пространством - будущее...

Пока беседовали, мы доехали до Осиновца... Тут тишина, пустынно и безлюдно. Оживает все лишь в памятные блокадные даты, да еще летом, когда тут много дачников. А так сюда даже маршрутки из города не ходят. Добраться можно только на электричке до станции Ладожское Озеро, которые ходят несколько раз в день, на такси или на собственной машине.

- Сегодня даже и представить себе трудно, какая жизнь кипела здесь во время блокады, - говорит хранитель музея Дороги жизни на станции Ладожское Озеро Екатерина Дингилевская. - В начале 1942 года здесь было пять железнодорожных станций! Пять тысяч человек работали тут ежесуточно в 1942 году. Жили в вагонах и в землянках. На отдельном пути стоял даже специальный банно-прачечный поезд.

У маяка была станция Осиновец, имевшая девять путей; два мощных пирса уходили далеко в озеро. Там, где теперь мемориал «Разорванное кольцо», действовала станция Каботажная: два пути и кузов вагона вместо вокзала. В бухте Гольцмана была станция Костыль - там было 17 путей. Оттуда цистерны переправляли через Ладогу. А там, где речка Морье впадает в Ладожское озеро, построили станцию Болт...

В день 75-летия ледовой трассы в выставочном зале на станции Ладожское Озеро музейно-мемориальный комплекс открывает выставку «Минувших дней святая память».

- Мы собрали уникальные экспонаты из школьных музеев Всеволожского района, - рассказал Юрий Щеглов. - Среди них - водолазный скафандр легендарной Нины Соколовой, в котором она прокладывала трубопровод и электрокабель по дну Ладоги. Фонарь регулировщика, шоколадные плитки времен блокады, поднятые со дна озера...

На больших экранах будут показаны видеоролики, победившие на областном конкурсе, посвященном памяти о блокаде Ленинграда. Лучшей была признана работа лужской восьмиклассницы Вероники Артемьевой - трогающая душу история девочки и пса, которые до последних сил пытались спасти друг друга. Другой фильм - из Новой Ладоги; он про то, как ангел с Петропавловского собора покинул шпиль и облетел Ладогу, чтобы помочь ее защитникам. И те сами удивились, откуда у них появилось столько сил и храбрости...

А у мемориала «Разорванное кольцо» в этот день принимают воинскую присягу новобранцы Западного военного округа. Традицию, утраченную лет тридцать назад, музейно-мемориальный комплекс «Дорога жизни» возродил летом нынешнего года.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5835) от 22.11.2016.


Комментарии