Бутылка шаговой доступности

За последние два года на брегах Невы открылось более 100 специализированных магазинов по продаже алкоголя, именуемых нынче алкомаркетами. По данным Петростата, продажи спиртных напитков в северной столице за 2016-й выросли более чем на треть. Это подтверждает известный факт: алкогольная продукция в экономически сложные времена пользуется спросом. Ведь она входит в скромный список оставшихся удовольствий.

Бутылка шаговой доступности | ФОТО Ольги НИЛОВОЙ

ФОТО Ольги НИЛОВОЙ

В прогулках по каменным джунглям новостроек Петербурга и Ленинградской области бросается в глаза тот факт, что первые магазины, которые открываются в торговых зонах новых жилых дворов, это не аптеки, не булочные, но... алкомаркеты. В окнах необжитых квартир еще темно, а винно-водочные или пивные витрины новых «спальных» районов призывно переливаются ярким светом.

В старых дворах, на пятачках у метро, да и на центральных улицах мегаполиса алкогольные точки тоже не пустуют. Все чаще туда заворачивают петербуржцы, многие из которых раньше проводили пятничные вечера и праздники в ресторанах и барах.

Темпы распространения алкогольных сетей на улицах Петербурга за последние годы впечатляют. К уже привычным витринам винных супермаркетов добавляются все новые.

«Наши покупатели - достаточно приличные люди, которые раньше могли себе позволить провести вечер в хорошем ресторане, - говорит консультант одного из петербургских алкомаркетов Денис. - Теперь подобное времяпровождение им не по карману, и они, чтобы не изменять привычкам, устраивают релаксационные посиделки дома, закупая алкоголь и сопутствующие товары у нас. Среди наших покупателей есть и супружеские пары, и просто дружеские компании. Кроме того, алкогольная продукция в последнее время входит в число распространенных подарков. Собираясь в гости, люди предпочитают купить бутылку с достойным содержимым, чем тратиться на сувенир или букет».

Основная тенденция, которая сегодня объединяет многие современные алкогольные магазины, - универсальный формат «у дома». В дополнение к винно-водочному ассортименту торговец предлагает закуски: классический набор продуктов для ужина на скорую руку либо интересную коллекцию из морепродуктов, пасты, кондитерских изделий. И в первом, и во втором случае делается ставка на удержание конкурентной цены, в том числе - за счет замены импорта отечественными, более дешевыми аналогами.

Расцвет сетевого формата алкогольной розничной торговли объясняется тем, что в нынешних экономических условиях на алкогольном рынке выжить реально только крупным компаниям с налаженной транспортной и складской инфраструктурой. Формат единичных алкогольных магазинов нежизнеспособен. И зачастую такие магазинчики остаются на плаву исключительно за счет реализации нелегальной продукции.

Изменились и алкогольные предпочтения петербуржцев. Если недавно представители среднего класса с удовольствием употребляли премиальный алкоголь заграничного производства, то сегодня, по экономическим соображениям, они дружно переключились на отечественную водку. В результате выпуск «белой головки» в прошлом году в России вырос на 16,1%. А вот общий объем ввоза из-за рубежа рома, виски, джина, абсента и текилы за прошлый год, наоборот, снизился на 13,7%.

Несмотря на рост импорта столового вина на 4,5% в прошлом году, а игристого вина - на 4,8%, этот мини-рекорд объясняется активизацией поставок вин экономкласса из Италии. Французского шампанского нам привезли намного меньше.

Как это ни странно, но выпуск и продажи отечественного вина в отличие от положительных результатов 2015 года в 2016-м снизились. По данным Росстата, отечественное производство столовых вин сократилось на 7,7%, игристых - на 8%. Аналитики объясняют это тем, что поддерживавшая в 2015 году российских виноделов атмосфера патриотизма в 2016 году стала потихоньку угасать. Расчетливый потребитель благодаря тому, что курс рубля немного стабилизировался, начал потихоньку возвращаться с дорожающей российской продукции на более дешевые вина из Западной Европы.

Потребление пива в последнее время в нашей стране катастрофически сокращается. В России за последние годы закрылись в общей сложности 12 пивоваренных заводов, а само производство этого напитка с 2010 года снизилось на 40%.

Что касается ближайших перспектив алкогольного рынка и настроений, то большинство экспертов сходятся во мнении, что пить в Петербурге, как и в России, будут реже и меньше. Даже водки.

Согласно обнародованному в феврале Минфином приказу об установлении минимальной цены на алкогольную продукцию крепостью от 28%, розничная цена на водку объемом 0,5 литра составит 205 рублей (сейчас минимальная цена за бутылку водки в рознице - в пределах 190 рублей за тот же объем). Впрочем, названная цифра пока еще не окончательная. Вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий вопросы алкогольной отрасли в правительстве, поручил Минфину пересмотреть размер минимальной розничной цены на водку, так как, по его мнению, минимальная розничная цена водки за бутылку должна составить 219 рублей.

Цены на другие виды алкогольных напитков тоже будут расти. Дело в том, что с 1 января этого года в России вступили в силу новые акцизы на алкоголь. Ставка на шампанское, изготовленное из российского сырья, выросла до 14 руб. за литр. На напиток из иностранного виноматериала - до 36 руб. Акциз на импортные вина подняли с 9 руб. до 18 руб. По мнению чиновников, это позволит пополнить региональные бюджеты и повысит культуру потребления алкоголя в России. В ответ производители развели руками и культурно пообещали в течение весны повысить цены на свою продукцию на 15 - 25%. Особенно это станет ощутимо, после того как на рынке иссякнут запасы со старыми акцизами.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии