Айсберг на Ладоге
На берегу Ладожского озера появилось здание, похожее на огромный осколок льда. Филиал Центрального военно-морского музея в буквальном смысле слова переживает свое второе рождение.
С ладожской набережной в хорошую погоду видно, как корабли заходят в Неву.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Официально наш Осиновецкий филиал пока еще закрыт на реконструкцию, – поясняет директор музея Руслан Нехай, – но фактически мы работаем. Сплошным потоком идут школьники по всероссийской программе Министерства культуры «Дорогами Победы». С Камчатки, Дальнего Востока, из Крыма... Детям здесь очень нравится. А еще постоянно приходят одиночные посетители, которые приезжают сюда специально ради музея. Недавно приехали пожилые люди с Сахалина – разве мы могли им отказать?
Те, кто бывал здесь раньше, в первую минуту пребывают в растерянности: музей и тот, и не тот... Привычные крупные экспонаты на месте, а вот красивой набережной вдоль Ладожского озера раньше не было. С нее теперь можно любоваться бескрайними просторами.
– Этот 178-метровый променад – наша гордость. Мы планируем построить еще и пирс, чтобы к нам заходили прогулочные пароходы, идущие на Кижи, Валаам, в Подпорожский район. Еще и свой маяк будет, вон там, – показывает Нехай в сторону Ладоги.
Мечты? Ни в коем случае, ведь все, что уже сделано, не оставляет сомнений в реальности задуманного. Повезло, что все совпало: и 70-летний юбилей Победы, и повышенное внимание властей к музею, и поддержка со стороны министра обороны, который лично контролирует ход реконструкции...
В августе разобрали старое здание музея. Ремонтировать его уже не было никакого смысла. Часть экспозиции вывезли в Центральный военно-морской музей, часть разместили в уже возведенном рядом павильоне, предназначенном для крупногабаритных предметов. Кстати, там можно увидеть два подлинных грузовика с Дороги жизни. Один из них отреставрировали в этом году.
– Этот ГАЗ-АА только выглядит как новый, а на самом деле он самый настоящий, блокадной поры, – говорит заведующий Осиновецким филиалом Александр Войцеховский. – Мы максимально законсервировали все подлинное, даже сохранили элементы деревянных бортов. Двигатель, детали на приборной доске – все родное. Что называется, заводи и езжай. Не хватает только аккумулятора...
Надпись на двигателе свидетельствует, что машина была выпущена 30 декабря 1941 года. Не удалось пока установить, в какую из блокадных зим она ушла на дно, но известно, что ее подняли в 1947 году. Восстановили, и до 1974 года она работала на одном из ленинградских автопредприятий, пока ее не передали в музей. А вот соседний грузовик ЗИС-5, 1936 года выпуска, пока еще ждет ремонта.
Так же, как и легендарный катер «Морской охотник» (МО-125) – единственный сохранившийся с войны подобный корабль, корпус которого полностью сделан из дерева. Увы, он долгие годы стоял открытый всем дождям и снегу, в результате оказался в катастрофическом состоянии. Сейчас он в закрытом ангаре, а в дальнейшем будет укрыт стеклянным колпаком. Специалисты Лесотехнического университета считают, что не все потеряно: катер еще можно восстановить, максимально сохранив подлинную часть обшивки.
Гордость нового-старого музея – военно-транспортный самолет Ли-2. Раньше на него трудно было смотреть без содрогания: колеса подгнили, стекла выбиты, крылья погнуты.
– Теперь – смотрите: все отреставрировано, восстановлено, с любовью, до мельчайших деталей, – Руслан Нехай с удовольствием обходит самолет со всех сторон. – Даже двигатели родные.
Появились в музее и новые крупногабаритные экспонаты, которых здесь прежде не было. 152-миллиметровую гаубицу Д-1 передал на временное хранение Музей артиллерии. По скорострельности, дальности, надежности и мощности это орудие намного превосходило немецкие аналоги. 88-миллиметровую зенитку нашли неподалеку от Осиновца на полигоне – она там стояла со времен войны.
Пустует пока еще площадка, подготовленная для немецкого парома «Зибель». Его планировали поднять прошедшим летом со дна Ладоги.
– Наши коллеги уже приобрели баржу и специальный плавучий док, где будет проходить консервация, однако помешали погодные условия и организационные нестыковки. Для этих работ нужен если не абсолютный штиль, то что-то очень близкое к нему. В следующем году обязательно поднимем, – заверил Руслан Нехай.
Заглянули мы и в ту часть музейного пространства, где сегодня стройка. Административный корпус внешне уже практически готов, идет внутренняя отделка. Здесь будут помещения для сотрудников, интернет-кафе с обучающими программами для школьников, интерактивная зона со «стрелялками». Даже будет возможность посидеть за штурвалом полуторки...
Напротив административного корпуса возводится двухэтажное здание нового музея. По словам директора музея, тематико-экспозиционный план для него уже есть, прорабатывается дизайн-проект. Новая экспозиция будет абсолютно не похожа на старую, хотя включит 100% предметов, демонстрировавшихся прежде. Они заиграют совершенно по-другому. Вообще же экспонатов будет в два – два с половиной раза больше, чем прежде. Это и пополнения из Центрального военно-морского музея, и реликвии, поднятые со дна Ладоги, и дары горожан. Конечно, будут и новые музейные технологии.
Рядом с новым зданием музея встанет бронзовый семиметровый памятник героям Дороги жизни. Его место уже отмечено закладным камнем, а модель скульптуры, выполненная в студии военных художников имени М. Б. Грекова, находится в Центральном военно-морском музее. Летом состоялся художественный совет. Его установят к 9 мая следующего года.
КСТАТИ
Все работы ведутся на средства Министерства обороны. Музей должен полностью открыться для посетителей в следующем году к Дню Победы.
Такие самолеты приняли на себя основную нагрузку воздушной Дороги жизни.
Помним!
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.
Комментарии