А у нас в моторе газ!

Все чаще на петербургских дорогах можно увидеть общественный транспорт с надписями «Экологичный автобус» и «Этот автобус работает на природном газе». Деревья и зеленые просторы, изображенные на его бортах, намекают, видимо, на дружелюбность такого транспорта по отношению к природе. Подробнее об этих автобусах «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказали в городском комитете по транспорту. По словам чиновников, к 2023 году «зеленые» автобусы станут в городе обычным явлением.

А у нас в моторе газ! | Иллюстрация izabell/shutterstock.com

Иллюстрация izabell/shutterstock.com

В конце января 2014 года на маршруты городского пассажирского транспорта впервые выехали 45 новеньких автобусов, которые работают не на привычном бензине, а на компримированном (сжатом) природном газе (КПГ), основной компонент которого – метан. В нынешнем году закупили еще шесть – итого 51. Пока это капля в море – всего 2,8% от общего числа автобусов в городе. Но чиновники уверяют: это лишь начало. По словам специалистов комитета по транспорту, этот вид альтернативного топлива выгоден как экономически, так и с точки зрения экологии: сокращаются эксплуатационные затраты, снижаются выбросы загрязняющих веществ.

– Компримированный природный газ соответствует стандарту качества Евро-5, который в странах ЕС считается наиболее экологически безопасным, – рассказывает пресс-секретарь/специалист Комитета по транспорту Ирина Ефимова. – Представим, что вместо 51 автобуса на метане мы приобрели столько же, но на бензине. В таком случае выбросов загрязняющих веществ было бы больше на 15 тысяч тонн.

При этом такие автобусы дешевле в обслуживании. В комитете по транспорту приводят такие цифры. Ожидается, что в нынешнем году за счет использования КПГ удастся сэкономить около 521 тысячи рублей. Сжатый природный газ дает экономию в 2 – 3 раза по сравнению с бензином и дизельным топливом. В компании «Газпром газомоторное топливо», которая обслуживает заправку петербургских автобусов, это объясняют тем, что метану не нужны ни перерабатывающие заводы, ни дорогостоящее оборудование. Добытый газ нужно сжать в компрессоре, закачать в автомобильный баллон – и все, можно ехать. При этом, как показывает практика, использование природного газа увеличивает срок службы двигателя до двух раз.

– А при выборе топлива решающую роль играет экология или экономия?

– Пожалуй, обе причины в комплексе, – отвечает Ирина Ефимова. – Экология в долгосрочной перспективе создает своеобразную экономию.

Внедрение газомоторного топлива в Петербурге началось после выхода еще в 2013 году распоряжения правительства РФ. Согласно планам, до 50% общественного транспорта в городах-миллионниках должно быть переведено на метан. В северной столице перевод осуществляется в рамках реализации Программы внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014 – 2023 годы. В планах – перевод на компримированный природный газ до 1231 автобуса. В этом году планируют закупить еще 48 единиц. Сегодня в комитете по транспорту рассматриваются и программы по переводу существующего автопарка на природный газ. Обслуживает все автобусы на газомоторном топливе СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Другие перевозчики пока не изъявили желания перейти на метан.

Существует, однако, проблема – нехватка заправочных станций. Автобусам приходится ездить до единственной заправки, расположенной на Пулковском шоссе, 42. Непроизводительные пробеги «съедают» значительную часть той самой экономии.

– Сегодня в компании «Газпром газомоторное топливо» разрабатываются программы по развитию сети компрессорных станций, – сообщила Ирина Ефимова. – В январе этому проекту был присвоен статус стратегического инвестиционного проекта в Петербурге. И до конца нынешнего года или в самом начале следующего мы уже увидим несколько заправок по разным адресам.

НАША СПРАВКА

Метан сгорает практически полностью, поэтому объем вредных выбросов по сравнению с тем же бензином серьезно сокращается. В отработавших газах двигателя на метане содержится в 2 – 3 раза меньше оксидов углерода и в 2 раза меньше окиси азота. При этом задымленность снижается в 9 раз, а вредные соединения серы и свинца отсутствуют вовсе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии