Врач из машины

Забавно прозвучало заявление специалистов Минздравсоцразвития на одной из конференций: по итогам идущей диспансеризации населения «в лучших окажутся регионы, где будут выявлены максимумы патологии». Ключевое слово здесь, разумеется, не «патология» (в смысле, в каком регионе больных больше — тот и молодец), а «выявлены». Вопрос в другом: каким образом зачатки болезней, до сих пор более или менее успешно скрывающиеся от врачей, вдруг возьмут и себя обнаружат.

Врач из машины |

Бригадный подряд

Нынешняя диспансеризация, как и прошлые, проходит в формате, предложенном в 20-х годах XX ве­ка первым наркомом Семашко: бригадный врачебный осмотр.

Что это такое, мы помним со школы и пионерлагеря. Прохо­дим через строй врачей, они оп­ределяют слабые места в на­шем здоровье и направляют, ес­ли требуется, к узким врачам-специалистам.

Валерий Аксенов, врач выс­шей категории из Оренбурга, в «Медицинской газете» за 9 июня этого года написал: «...можно сказать, что новый стандарт диспансеризации содержит много лишнего и неопределен­ного, но при этом в нем нет не­обходимого. Кроме того, пропи­санный в нем порядок медицин­ских осмотров способен вы­звать только отвращение к про­филактике — как у населения, так и у медицинских работни­ков. Кто не верит, пусть попро­бует в дополнение к анализам, ЭКГ и флюорографии пройти осмотр у 6 врачей, если к каж­дому из них очередь хотя бы из 3 человек».

Что касается отвращения со стороны населения — тут и ста­раться не надо. Наше население никогда не питало к профилак­тике большой любви — не такое у нас воспитание. «Отвраще­ние» со стороны врачей Мин­здравсоцразвития предполага­ет компенсировать 500 рублями на одного «диспансеризированного» человека.

Потерпеть бы можно и вра­чам, и нам с вами — было бы ра­ди чего. Вот, поданным НИИ им. Семашко, эффективность рабо­ты «бригад» — 7 — 11%. То есть примерно 9 из 10 заболеваний во время диспансеризации не выявляются. Не потому, что вра­чи работают плохо, а потому, что и времени на осмотр мало, и комплексным такой метод не назовешь: доктора смотрят каж­дый в своем направлении и уж точно не будут друг с другом со­вещаться на ваш счет.

Альтернатива от биотехников

Ученые из петербургской орга­низации с длинным названием «Федеральное государственное научное учреждение «Научно-ис­следовательский конструктор­ско-технологический институт биотехнических систем» (НИКТИ БТС) недавно написали письмо губернатору города с предложе­нием другого варианта проведе­ния диспансеризации.

К бригадному осмотру в НИКТИ биотехнических систем относятся как к чему-то добро­му, но старому, то есть устарев­шему. Считают, что даже внеш­няя сторона процесса, когда врач тратит время на писанину, которую потом надо еще вво­дить в компьютер (и это в век ин­формационных технологий!), как-то несерьезна.

Чтобы вас не пугали слова «биотехнические системы» в на­звании института, поясним: это вы и мобильник. Или вы и авто­мобиль. Или вы и космическая ракета. Словом, живое сущест­во и техника. В НИКТИ БТС как раз этой смычкой и занимаются и работают в основном на обо­рону и на космос: в частности, разрабатывают системы оценки состояния космонавтов в процессе тренировок и работы на орбитальных станциях. Трудят­ся, словом, ориентируясь на максимально здоровых людей, а тут обратили внимание на вы­явление патологий у нас с вами — далеко не космонавтов.

Специалисты НИКТИ предла­гают вместо бригады из 6 — 8 врачей поручить профосмотр одному врачу и одной медсе­стре. И еще одному «коллеге» по имени АКДО — «автоматизи­рованному комплексу для дис­пансерных обследований».

Впрочем, эта история с «тре­тьим коллегой» относительно давняя. Она началась в конце 1980-х, когда советский Мин­здрав, крепко задумавшись о качественном профосмотре, дал нескольким институтам страны задание: разработать системы медосмотров — со стандартами, автоматизирован­ным сбором и обработкой полу­ченных данных.

Из всех предложенных вари­антов лучшим был признан ле­нинградский — тот, который ро­дился в недрах Института био­технических систем: автомати­зированный комплекс для дис­пансерных обследований детс­кого населения по 24 видам па­тологии. В 1991 году коллектив разработчиков успел получить за это Госпремию Совета Мини­стров — последнюю в СССР.

— Медицинским руководите­лем разработки того комплекса стал известнейший врач, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, нынешний главный педиатр Се­веро-Запада, а тогда — главный педиатр Ленинграда Игорь Ми­хайлович Воронцов, — расска­зывает директор, главный кон­структор НИКТИ БТС и один из разработчиков АКДО, доктор технических наук, профессор Валентин Викторович Шапова­лов. — Воронцов практически впервые в истории создал ис­кусственный медицинский ин­теллект, который мы уже чисто технически превратили в авто­матизированную систему. Комплекс не только учитывал информацию о пациенте, но и имел врачебную логику, а точ­нее — логику одного из лучших педиатров России.

АКДО, усвоив показатели кли­ента (больше 500 параметров: анализы, давление, карди­ограмма и т. д.), учитывал их со­четания и определял направле­ния значимой патологии и воз­можного риска. Это как если бы два десятка врачей, обследовав вас, собрались на совещание, соотнесли эти показатели и в результате сказали бы вам, на­пример: «Голубчик, с сердцем у вас все в порядке, а вот почка­ми вскорости надо будет занять­ся».

Что это такое

Не исключено, что вы этот АКДО видели — если приходили с ре­бенком на профилактический осмотр, например, в поликлини­ку Nq 18 (всего 23 петербургские детские поликлиники работают с этой машиной). В 18-й поли­клинике, к слову, уже могут оп­ределить динамику здоровья некоторых молодых женщин — тех, кто еще подростками в 1993 году прошел осмотр с АКДО, а теперь, став мамами, приводит в поликлинику своих чад.

В нашем городе ежегодно около 60 тысяч детей проверя­ют на АКДО, а в России — 2 мил­лиона. Родитель заполняет ан­кету, ребенок сдает анализы, с него снимаются физические параметры — давление, дыха­ние, динамометрия, зрение, цветовое зрение и т. д. Все дан­ные попадают в жестко задан­ную программу, обрабатывают­ся компьютером — и в резуль­тате появляется заключение, в котором показан спектр здоро­вья от нормы до хронической па­тологии.

Внешне АКДО — компьютер со специальными программа­ми, оснащенный также меди­цинскими приборами для изме­рения давления, ЭКГ; тут же — динамометр, весы, таблица для проверки остроты зрения. Об­следование по 24 — 31 виду па­тологий занимает полчаса. На первом этапе пациента прове­ряет машина, потом по необхо­димости проводится осмотр уз­кими специалистами (второй этап), а если требуется, то на­ступает третий этап — обследо­вание в стационаре.

То есть комплекс АКДО не подменяет врача, он берет на себя черновую работу, и потому в некоторых документах его ино­гда простенько называют «фильтром»: автоматизирован­ный комплекс фильтрует потоки людей, проходящих профилак­тический осмотр. С одной сто­роны, АКДО, провернув в своем «мозгу» ваши параметры, дает, если нужно, направление к спе­циалисту. С другой — он НЕ на­правляет к специалистам лю­дей, у которых нет подозрений на развитие какой-то опреде­ленной патологии. Человеку, у которого глаз — алмаз, вовсе нет смысла являться на диспан­серный прием к офтальмологу и отвлекать на себя драгоценное внимание врача, у которого и без того истинно больных паци­ентов невпроворот.

Решающее слово все равно останется за доктором: он либо подтверждает, либо опроверга­ет предположение машины. Эф­фективность «детских» АКДО на сегодня подтверждается в 83% случаев. Это очень высокая до­стоверность заключений.

С АКДО и без АКДО

Есть любопытные данные, полу­ченные с помощью «детского» АКДО. При проверке детей, ко­торых родители считали абсо­лютно здоровыми, оказалось: относительно здоровья своих чад родители заблуждались в 99% случаев. 60% «совершенно здоровых детей» надо бы к ор­тодонту, 40% — к стоматологу и кардиологу, 30% — к неврологу. И так далее.

Вот еще интересные цифры. Специалисты НИКТИ сравнили петербургские поликлиники, где АКДО применяется с начала 1990-х годов, и лечебно-профи­лактические учреждения, где этого комплекса нет. Сравнива­ли, собственно, два показателя: инвалидность и госпитализация (то есть сколько детей за отчет­ный период — 1995 — 2005 го­ды—дошли до этих стадий). Так вот у поликлиник с АКДО пока­затель инвалидности меньше. В некоторых на 3%, в некоторых — аж на 35%. Госпитализация то­же меньше на 10 — 27%. Подра­зумевается, что поликлиники с АКДО просто вовремя засекают возможные риски и правильно направляют последующую ра­боту врачей.

Нынешний АКДО, конечно, уже не тот, что в 1990-х годах: техника на месте не стоит. К то­му же у нового АКДО, помимо «детской программы», есть сис­тема для осмотра взрослых, ко­торая, как считают в НИКТИ, как нельзя кстати пришлась бы при нынешней диспансеризации.

...Передо мной заключение как раз «взрослого» АКДО, данное некоему гражданину. ФИО не на­звано. Пол — мужской, возраст — 21 год, работает водителем.

В заключении перечислены результаты анализов, ЭКГ, антропометрия, давление, зре­ние, флюорография. Учтены профессиональные риски для водителя: пыль, ртуть, ультразвук, вибрация, электро­магнитные колебания и прочее. И представлен результат рабо­ты АКДО — спектр здоровья. Тут три поля: «Норма», «Зона рис­ка», «Патология». 31 графа — ви­ды заболеваний, и в графах — графические столбики разной длины. Чем длиннее столбик — тем больше риск.

Судя по спектру, у парня пол­ный порядок с нервами, уроло­гией, пульмонологией (0 еди­ниц). Но надо бы обратить вни­мание на сердце, поджелудоч­ную железу, эндокринную сис­тему, почки и желудок (набрал 50 — 170 единиц, впрочем, это еще в пределах нормы). И со­всем к опасной зоне (200 бал­лов) подобрался риск заболева­ния щитовидной железы и гема­тология. Еще чуть-чуть, и эти по­казатели переедут в зону риска — тогда надо идти на своевре­менную консультацию к специ­алисту. А вот в поле «Патология» чисто, ни один столбик туда не добрался.

Как итог в графе «Значимые хронические отклонения в со­стоянии здоровья» написано: «не выявлены». Но в следующей графе, «Отклонения в состоянии здоровья, лежащие в зоне рис­ка», значится: заболевания щи­товидки и гематология.

Обращение

В этом году идет диспансериза­ция взрослых 35 — 55 лет, ра­ботающих в бюджетной сфере. Взрослые, как говорилось в хо­рошем фильме, — те же дети, только пьют и курят. И патоло­гий у них больше, так что и риск что-то упустить выше. О цене ошибки судите сами: по показа­телю ожидаемой продолжитель­ности жизни мужчин наша самая большая и самая богатая стра­на занимает 134-е место в мире, по продолжительности жизни женщин — 100-е место.

В этом году пройти диспансе­ризацию в Петербурге должны 164 тысячи человек. За два ме­сяца удалось осмотреть 4% из них. Темпы настолько низкие, что многие сомневаются — справится ли Петербург с про­граммой диспансеризации. Не говоря уже о качестве осмотров: в НИКТИ подсчитали, что еже­дневная нагрузка каждого узко­го врача-специалиста при шестидневной рабочей неделе вырастает в 1,5 раза.

И впору задуматься, насколь­ко адекватны будут полученные результаты. «Мы хотим получить формальные цифры или дейст­вительно увидеть срез здоровья населения?» — спрашивают со­трудники НИКТИ БТС. Потому и пишут обращение к губернатору. А для прессы и интересующихся приводят доводы: осмотр АКДО стоит гораздо дешевле, чем бри­гадный (бригадный осмотр одно­го человека стоит в Петербурге около 700 рублей; осмотр АКДО — около 80 рублей); эффектив­ность АКДО-осмотров выше в 3 — 4 раза; узкие специалисты освобождаются от рутины; тех­нология — безбумажная; есть возможность создавать автома­тизированные базы данных на детей школ, работников заво­дов, жителей района, города, ре­гиона. А на таком поле вполне можно создать систему монито­ринга здоровья населения. И главное, увидев, где у населения в целом более слабые места, можно грамотно распределять бюджетные средства на лечение и профилактику тех или иных за­болеваний.

В чем загвоздка

А вот в чем. К «детскому» АКДО у государства, похоже, вопросов нет. А «взрослый» АКДО появил­ся лишь в 2005 году. И о том, стоит ли его внедрять, можно думать годами. В НИКТИ говорят, что за­кон бюрократической инерции можно преодолеть, только про­явив политическую волю.

Как это случилось в сосед­ней Новгородской области: там руководители здравоохра­нения настояли на проведении профосмотров в рамках Все­российского проекта по изуче­нию здоровья населения РФ не бригадным методом с участи­ем врачей-специалистов, а с помощью технологии АКДО. Убедили в своей правоте Минздравсоцразвития РФ и

Российскую академию меди­цинских наук. Результат: за 3 месяца было обследовано с помощью 12 комплексов АКДО здоровье 10 тысяч человек, в том числе работающих на предприятиях с профвредностью. В среднем на каждого взрослого АКДО выявил 2 — 3 ранее не регистрируемых в хо­де врачебных приемов заболе­вания, в том числе онкопатоло­гию, тем самым сохранив и здоровье, и жизнь пациентов.

Там же, в Новгороде, был сде­лан вывод: сегодняшняя статис­тика заболеваемости, которая базируется на обращаемости больных в ЛПУ (то есть учитыва­ет тех, кто просто вынужден был явиться к врачу, а то и на «ско­рой» был доставлен), минимум в 2,8 раза ниже показателей ис­тинной заболеваемости. Те, ко­го «не сосчитали», чаще всего пополняют группу граждан с за­пущенными формами патоло­гии, лечение которых обходится и государству, да и самим жите­лям, ого-го во сколько.

— Все больше приходит осо­знание того, что здоровье явля­ется не просто социальной, а эко­номической категорией, — гово­рит директор НИКТИ БТС. — И как бы цинично это ни звучало, здо­ровье каждого из нас имеет свою «себестоимость» и «цену». Вре­мя, обстоятельства требуют при­вести эти понятия в соответст­вие. А сделать это можно лишь создав добротную, основанную на современных автоматизиро­ванных технологиях модель ран­него выявления заболеваний, своевременной реабилитации. И тогда расходы на лечение приоб­ретут не как сегодня — космичес­кие размеры, а будут понятными.

Мы предлагаем Петербургу проявить инициативу и провести на своей территории диспансе­ризацию с помощью АКДО, а по­том можно будет сравнивать ре­зультаты диспансеризации в на­шем городе и других регионах. Вот тогда и станет очевидным, кто с задачей диспансеризации лучше справился. Хотя и это не самоцель! Задача, которая сегод­ня стоит перед петербургским здравоохранением и медициной других территорий — получить реальную картину заболеваемос­ти населения, с тем чтобы по воз­можности у большего числа горо­жан можно было сохранить по­тенциал здоровья, улучшить де­мографические показатели.

По словам Шаповалова, в го­родском комитете здравоохра­нения у этой идеи есть сторон­ники. Но использование АКДО — подход, не предусмотренный ни нацпроектом, ни документа­ми Минздравсоцразвития. Минздрав уже сделал ставку на бригадный осмотр, положил по 500 рублей на одного «диспансеризированного» — а тут что прикажете врачей без этих де­нег оставить? Это во-вторых. А во-первых — на АКДО еще надо потратиться. Один комплекс вместе с обучением стоит 130 тысяч рублей. Такую игрушку се­бе может позволить и неболь­шая фирма, но захочет ли его купить поликлиника? Правда, детские поликлиники, где ис­пользовали автоматизирован­ные комплексы, докладывают, что вернули деньги в бюджет всего за три месяца и каждый год экономят больше миллиона рублей.

В заключении по результатам новгородской проверки диспан­серизации специалисты все­российского проекта «Методо­логия изучения здоровья насе­ления» сказали: «Данная мето­дология в интересах государст­ва должна быть положена в ос­нову модернизации профилак­тического звена здравоохране­ния и найти применение в рам­ках национального проекта «Здоровье».

Но сколько она будет искать это применение...

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 128(3675) от 17 июля 2006 года.


#диспансеризация #АКДО #выявление заболеваний

Комментарии