«Злые братья Бодунген»
В историко-мемориальном музее «Смольный» нашлась фотография наставников института благородных девиц 1870 — 1880-х годов. В верхнем ряду второй слева — Фридрих Бодунген, второй справа — Карл Бодунген. В прежние времена немцы составляли самый большой процент нерусских жителей Петербурга. К обширной немецкой диаспоре столицы относились и мои родственники из династии фон Бодунген.
Основателем династии был Карл фон Бодунген (1804 – 1863), родившийся в городе Ганноверш-Мюнден в герцогстве Брауншвейг-Люнебург на северо-западе Германии. Он приехал в Петербург в первой половине XIX века и получил здесь имя Карла Федоровича. Окончил Императорскую медико-хирургическую академию (ныне Военно-медицинская) и стал гоф-хирургом (то есть придворным хирургом) при великой княгине Марии Николаевне, дочери императора Николая I. В настоящее время термин «хирург» подразумевает узкую медицинскую специализацию, а прежде имел более широкий смысл. Карл Бодунген был известен в Петербурге как искусный акушер.
У Карла Федоровича было пятеро детей. Старшая – дочь Юлия. В 1851 году в возрасте 18 лет она выдержала экзамен на звание домашней учительницы и многие десятилетия обучала детей в семьях русской знати. Среди нанимателей Юлии Карловны были такие известные петербуржцы, как писательница и общественная деятельница С. А. Кавос-Дегтярева, князь П. С. Оболенский, дочь инженер-генерала А. А. Серебрякова С. А. Пущина.
Ее брат Густав Карлович фон Бодунген пошел по стопам отца. Получил звание лекаря, а в 1865 – 1866 годах состоял в городской санитарной комиссии по предупреждению распространения холеры; после окончания эпидемии 1866 года удостоился признательности городской думы.
Еще двое сыновей Карла фон Бодунгена – Фридрих и Карл – служили в Императорском воспитательном обществе благородных девиц – знаменитом Смольном институте. Фридрих преподавал географию, а Карл – немецкий язык. Смолянка А. С. Ешевская в «Воспоминаниях о Смольном институте» называла Карла и Фридриха «злыми братьями Бодунген». По ее словам, они прекрасно знали свои предметы и интересно преподавали, но при этом были очень суровы с воспитанницами. Особенно суров был Карл Карлович. Смолянки даже жалели, что он преподает немецкий язык, а не физику – в таком случае можно было бы переломать у него в классе все приборы.
Фридрих Карлович рано оставил преподавание: он страдал болезнью глаз и в возрасте сорока лет полностью ослеп. По ходатайству принца
П. Г. Ольденбургского ему назначили пенсию. Покровительство Ольденбургского объясняется тем, что помимо Смольного института Фридрих Карлович преподавал в Императорском училище правоведения, основателем и попечителем которого был принц.
Умер Фридрих фон Бодунген незадолго до 1917 года. В документах он именовался на русский манер Федором Карловичем, поэтому его сыновья были Федоровичами. Благодаря покровительству принцев Ольденбургских они смогли окончить Императорское училище правоведения и впоследствии занимали высокие государственные посты.
Так, Евгений Федорович Бодунген служил в Сибири, был вице-губернатором Камчатской, а затем Амурской областей. Он руководил строительством часовни защитникам Петропавловска, участвовал в составлении герба этого города, лежащего в основе современного герба Петропавловска-Камчатского.
После начала Первой мировой войны из-за вспышки антинемецких настроений Евгений Федорович и его семья сменили фамилию на Алексеевские. В марте 1917 года, когда в Амурской области стало известно о революционных событиях в Петрограде, он был арестован во время народного митинга под крики «долой царского сатрапа». Судьба его до сих пор неизвестна...
После революции многие представители рода фон Бодунген эмигрировали. Судьба нескольких оставшихся в России сложилась трагично.
Фердинанд фон Бодунген, сын доктора Густава Карловича, окончил Петришуле и богословский факультет Дерптского университета, в 1901 году был посвящен в пасторы и служил в лютеранской кирхе Апостола Петра в Петергофе. В 1937 году в возрасте 65 лет был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии и в январе 1938 года расстрелян.
По некоторым сведениям, репрессирован был и двоюродный брат Фердинанда Густавовича, Алексей Адольфович Бодунген, сотрудник управления Северо-Западных железных дорог, известный нумизмат и коллекционер.
В настоящее время потомков Бодунгенов по мужской линии в Петербурге не осталось...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5431) от 03.04.2015.
Комментарии