Все начиналось с лунохода

В ноябре 1970 года, как только весь мир узнал о том, что советский планетоход высадился на поверхности Луны, в двух центральных газетах нашей страны, «Правде» и «Известиях», на целую полосу были опубликованы интервью с конструктором его самоходного автоматического шасси. Но инкогнито: фамилия и имя были строго засекречены. И лишь в узком кругу друзей, соратников, сотрудников космических предприятий СССР знали, что речь идет о ленинградце Александре Леоновиче Кемурджиане.

Все начиналось с лунохода |  В 1997 году малой планете, зарегистрированной под номером 1976 QN, Международный астрономический союз присвоил имя KEMURDZHIAN и дал новый номер 5933. ФОТО из архива автора

В 1997 году малой планете, зарегистрированной под номером 1976 QN, Международный астрономический союз присвоил имя KEMURDZHIAN и дал новый номер 5933. ФОТО из архива автора

Наверное, не бывает ничего случайного: день его рождения, 4 октября, в 1957 году стал датой запуска в СССР первого в мире спутника. А следствием этого стали задачи практического создания космических аппаратов, позволяющих передвигаться по поверхности планет и других небесных тел. Именно этим и занимался почти всю свою жизнь Александр Кемурджиан. Более двадцати лет он был главным конструктором во ВНИИТрансмаш, расположенном в Горелове близ Красного Села. В нынешнем году ученому исполнилось бы девяносто пять лет...

Он родился в 1921 году во Владикавказе, школьные годы провел в Баку, высшее техническое образование получил в Москве... Александр Леонович принадлежал к поколению победителей, и этим, наверное, многое сказано. Боевое крещение принял на Курской дуге, будучи артиллеристом, участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, в форсировании Днепра, Вислы и Одера, дошел до Берлина. В 1946-м вернулся в Высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в котором учился до войны.

По распределению в 1951 году пришел во ВНИИТрансмаш и работал там почти полвека. Первая ступень - защита диссертации, следующая - руководитель крупной и совершенно новой темы: он занимался работами по созданию боевых сухопутных транспортных средств на воздушной подушке. А когда летом 1963 года институт получил предложение Сергея Королева создать луноход, директор Василий Старовойтов без колебаний назначил руководителем нового направления именно Кемурджиана.

Мне посчастливилось с 1965 года работать под его началом. Александр Леонович никогда не давил своим авторитетом, предоставлял возможность конкуренции идей. В одном из интервью впоследствии он говорил: «У нас спрашивали, как вы набрались смелости это сделать? Да молодые были, не понимали просто, что это трудно». И в самом деле, средний возраст специалистов в нашем коллективе был всего двадцать шесть лет!

Вершиной творчества «школы» Кемурджиана стали создание и успешная эксплуатация самоходного шасси «Лунохода-1» для движения по поверхности Луны, советских марсоходов, приборов для изучения грунта Венеры, Марса и его спутника Фобоса. Это тот научно-технический задел, который до сих востребован и в нашей стране, и за рубежом.

Впрочем, Кемурджиан занимался не только космической техникой. В 1970-х годах, к примеру, в Ленинграде под его руководством был изготовлен опытный образец льдоуборочной машины - для очистки той части мостовой возле поребрика, где дворникам до сих пор приходится вручную скалывать лед ломами... Что же касается лунохода, то в 1986 году технические наработки, принципы управления очень пригодились в земных условиях. Причем в чрезвычайных — в Чернобыле!

В 1990-х годах Кемурджиан приложил много сил для того, чтобы закрепить отечественные приоритеты в новой отрасли космонавтики, которую он сам называл космическим транспортным машиностроением.

Регалии Александра Леоновича можно перечислять долго: доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, лауреат Ленинской премии в области науки и техники, почетный член зарубежных научных обществ. В 1998 году Международный биографический центр в Кембридже включил Кемурджиана в число выдающихся людей ХХ века.

Научная школа Кемурджиана успешно действует и сегодня. Его разработка поворотной платформы для наведения научных приборов до сих пор работает на Международной космической станции с 2014 года. А начиналось все тогда, с лунохода!

Александр Леонович был очень разносторонним и во всем талантливым человеком. Коллеги, к примеру, ценили его точные литературные экспромты и шаржи... Дружеские отношения связывали его с актером Кириллом Лавровым, который приобщился к космической теме, сыграв роль Сергея Королева в художественном фильме «Укрощение огня».

Всю свою жизнь (его не стало в 2003 году) Александр Леонович не жалел личного времени для общественной работы. Он стоял у истоков создания в нашем городе отделений Федерации космонавтики СССР и Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (РАКЦ). По его инициативе в Музее ракетной техники и космонавтики в Петропавловской крепости появились первые экспонаты по истории создания советских луноходов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5799) от 30.09.2016.


Комментарии