Царь на Плясовой. Как был создан самый «нетрадиционный» памятник Петру

Несмотря на моросящий дождь и холодную погоду, 7 июня 1991 года горожане пришли в Петропавловскую крепость, чтобы воочию увидеть самый «нетрадиционный» памятник Петру. Непропорциональное тело, удлиненные конечности с длинными «паучьими» пальцами — такой, казалось бы, карикатурный образ царя-основателя вызвал немало споров и гневных откликов.

Царь на Плясовой. Как был создан самый «нетрадиционный» памятник Петру | Церемония открытия памятника Петру I работы скульптора Михаила Шемякина на территории Петропавловской крепости. Ленинград, 7 июня 1991 года. Фото Сергея Смольского./@ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Ар 1537

Церемония открытия памятника Петру I работы скульптора Михаила Шемякина на территории Петропавловской крепости. Ленинград, 7 июня 1991 года. Фото Сергея Смольского./@ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Ар 1537

Многие посчитали, что для «бронзовой персоны» выбрано не самое лучшее место: Плясовая площадь перед гауптвахтой в давние времена служила местом наказания солдат. Будоражила умы и личность самого автора — художника-авангардиста и эмигранта Михаила Шемякина, известного дружбой с Владимиром Высоцким. Кстати, именно бард подал художнику идею создания скульп­турного портрета императора.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на фигуру государя, — несуразная голова, которая кажется непропорционально маленькой. Между тем это самая реалистичная часть: для создания лица была использована прижизненная маска Петра, сделанная Карло Растрелли. Об этом напоминает надпись на постаменте: «от итальянского скульп­тора Карло Растрелли и от русского художника Михаила Шемякина».

Поза царя-реформатора взята от «восковой персоны» Карло Растрелли. Чтобы придать фигуре напряженности и величия, Шемякин решил увеличить ее в полтора раза. По словам автора, он хотел «столкнуть зрителя лицом к лицу с этим удивительным человеком — гигантом по рос­ту и по духу». Получился «полу­интимный» образ: усталый государь, сняв парик и знаки отличия, вышел на площадь и сел в кресло отдохнуть.

Решение об установке памятника возникло спонтанно. По словам Шемякина, инициатором стал академик Дмитрий Лихачев, двумя годами ранее навестивший художника в его нью-йоркской мастерской. А в последних числах апреля 1991 года в Ленгор­исполком пришла телефонограмма от МИД СССР, затем позвонил и сам художник, предупредив о скорой доставке груза. Через несколько дней монумент доставили из Америки в Ленинград частным самолетом.

Новый памятник был настолько не похож на все предыдущие петровские изва­яния, что еще до установки вызвал шквал гневных откликов и недоумения. Масла в огонь также подлило известие о том, что кто‑то из «отцов города» обещал автору поставить его в Летнем саду. Ведь, по задумке Шемякина, скульптура должна стоять в парке, на природе, чтобы дети могли забираться на колени к Пет­ру.

В первые дни скульптура обрела место во дворике Эрмитажа — в ожидании решения градостроительного совета. Правда, через некоторое время пошли слухи, будто его не провели, а решение об установке памятника было принято келейно. Специалистов‑де при этом даже не поставили в известность — вопреки действующему законодательству.

После открытия оживленные споры вокруг памятника не утихали. Ленинградцы не могли смириться, что даже в эпоху гласнос­­ти их мнение проигнорировали. «Образ, странный для царя», «злая насмешка», «неуклюжий, непонятный» — вот лишь немногие эпитеты, которые можно было встретить в прессе тех дней.

Одна из газет опубликовала письмо главного корабельного старшины Тимченко, называвшего монумент оскорблением «чес­ти всех, кому дороги традиции и слава флота России». Ему возражал архитектор Михаил Барашков, назвавший появление столь противоречивого монумента в историческом центре «поступком в эпоху слов».

Специалисты (в их числе Ирина Бенуа и Александр Гессен) сетовали, что в отличие от «цивилизованного» Парижа в Ленинграде столь важное решение принималось «наверху», в обход любых обсуждений и конкурсов. Они даже предлагали пересмотреть решение об установке, а пока временно выставить скульптуру «в доступном для горожан мес­те». Звучали также предложения дать «отстояться» памятнику в Кунсткамере…

С тех пор прошло уже чуть больше тридцати лет. С годами шемякинский Петр прижился, стал любимым объектом для фотографов. Колени и пальцы бронзового государя засияли от постоянных прикосновений. Кстати, на снимке, сделанном в день открытия, еще нет металлической ограды: она появилась в наши дни, чтобы защитить Петра от назойливых почитателей.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #памятник #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7182) от 03.06.2022 под заголовком «Петр на Плясовой».


Комментарии