Скрытный Фредерикс
Из коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алма-Ата
Однажды, будучи в Государственном музее искусств им. А. Кастеева в Алма-Ате, я обратила внимание на небольшое полотно Ильи Репина «Портрет графа В. Б. Фредерикса», датированное 1901 годом. Естественно, мне стало интересно: как же в Казахстане оказался парадный портрет потомка шведского подданного, который в царствование Николая II двадцать лет, до 1917 года, занимал пост министра императорского двора?
Вместе с научным сотрудником музея Галиной Сырлыбаевой мы попытались проследить историю появления этой картины в Алма-Ате. Оказалось, что она была прислана в галерею из Ленинградской закупочной комиссии при Эрмитаже в феврале 1939 года. Имя владельца в сопроводительных документах не указывалось.
Как же попала работа Репина в закупочную комиссию? Как известно, дом Фредерикса в Петрограде на Почтамтской улице, 23, был разграблен и сожжен в первый же день Февральской революции. Впоследствии, в начале июня 1917 года, на допросе в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, учрежденной «для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств», барон Фредерикс пояснил: «Все мои документы, все мои бумаги, все портреты семейные, все, что у меня было, все сожжено...».
Также у Фредерикса было большое имение в Сиверском со старинным домом, купленное еще его отцом. После революции дом частично был разграблен, а некоторые ценности переданы в музеи Петрограда...
Есть любопытный нюанс, связанный с портретом. В 1965 году его черно-белое изображение было опубликовано в мемуарах последнего директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского (первое прижизненное издание «Воспоминаний 1898 - 1917» вышло в 1924 году). Будучи подчиненным министру императорского двора, автор не раз на своих страницах вспоминал барона (впоследствии графа) Владимира Фредерикса.
Известно, что изображение портрета театральный критик Давид Золотницкий, готовивший в Ленинграде к переизданию мемуары Теляковского, получил от его сына - театрального художника Всеволода Теляковского. В 1935 году Всеволод Теляковский был выслан из Ленинграда в Атбасар (Казахская ССР) по «кировскому потоку» - после убийства ленинградского руководителя Сергея Кирова. Затем работал в театре оперы и балета в Алма-Ате, вместе с Натальей Сац стоял у истоков первого в республике Театра юного зрителя. Художник много сотрудничал с Музеем искусств и, видимо, увидев там портрет Фредерикса, попросил сделать с него фотокопию...
Кстати, несколько слов и о самом портрете. Владимир Борисович Фредерикс изображен на нем в профиль. Лица почти не видно. Случайно ли это? Царская чета, очень любившая министра двора, ласково называла его Old gentleman и особенно ценила его преданность. Генерал-лейтенант Александр Мосолов, начальник канцелярии Министерства двора, в своих мемуарах «При дворе последнего императора» замечал, что граф имел особое чутье уладить то или иное недоразумение. Кроме того, когда Николай II «уклонялся сам от выражения кому-либо своего недовольства, то поручал это Фредериксу, который эту весьма неприятную задачу исполнял в смягченной форме».
В Государственном архиве РФ хранится дневник Владимира Фредерикса за 1916 год - ему было тогда 78 лет. Из расписок исследователей, обращавшихся к этому документу, видно, что многие видные историки заказывали его. Идя по их стопам, я тоже решила обратиться к этому дневнику, ожидая прочесть на его страницах нюансы придворной жизни и конфликтов великих князей. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что, кроме ежедневных заметок о петербургской погоде за его окном, граф больше почти ничего не доверял бумажным страницам. И, глядя на портрет, я все больше склоняюсь к мысли, что он делал это абсолютно осознанно...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5833) от 18.11.2016.
Комментарии