Семь этажей вертикализма. История доходного дома Курицыной на Лиговском проспекте

По меркам начала XX века, это здание очень высокое - семь этажей. Впрочем, регламент, согласно которому высота фасада не должна была превышать ширину улицы, был соблюден. Владелец доходного дома ничего не мог поделать с тем, что участок земли вдоль Лиговки был очень узким, и, чтобы извлечь максимальную прибыль, выстроил в глубь квартала, в сторону параллельной Лиговке Воронежской улицы, целое море дворовых корпусов.

Семь этажей вертикализма. История доходного дома Курицыной на Лиговском проспекте | В облике этого дома есть что-то от архитектуры Нидерландов, а также мотивов рижского югендстиля. ФОТО АВТОРА

В облике этого дома есть что-то от архитектуры Нидерландов, а также мотивов рижского югендстиля. ФОТО АВТОРА

С конца XIX века участок принадлежал купчихе Прасковье Степановне Курицыной. Первый каменный дом в квартале, выходящий на Воронежскую улицу, был построен в 1900-х годах по проекту архитектора В. Цандановского. Затем появились дворовые корпуса ближе к Лиговке, строителем выступал архитектор Борис Яковлевич Зонн. Здание, непосредственно выходящее на Лиговку, было закончено в 1908 году.

Петербургское наследие Зонна насчитывает около полутора десятков самостоятельных работ. Его дома украшают как центр города, так и его рабочие окраины вроде Саратовской или Астраханской улиц на Выборгской стороне. Дом Курицыных - одна из вершин в творчестве мастера.

Тут каждый этаж представляет собой отдельное царство, везде разные окна и наличники. Удивительно также то, что ни одна решетка балкона не повторяет другую ни по форме, ни по рисунку. Последний этаж завершается легким изогнутым фронтоном. Архитектор Зонн, несомненно, этой постройкой приближался к идее архитектуры вертикализма, которая активно применялась в гражданском и культовом европейском зодчестве 1905 - 1910 годов.

Интерьер единственного парадного со стороны Лиговского проспекта еще в 2000-х годах представлял собой ужасающее зрелище. Теперь здесь можно увидеть результат весьма неплохой реставрации, проведенной на средства местных жильцов-энтузиастов.

На стенах вестибюля - многочисленные лепные украшения: растительный орнамент, характерный для модерна. Глядя на них, можно вспомнить Всемирную выставку в Париже 1900 года, мюнхенский журнал «Югенд» и тому подобное. В вестибюле сохранилась напольная плитка времен постройки дома, приобретенная когда-то в торговом доме «Копельман» на Измайловском проспекте. Слева в вестибюле - любопытный камин с бронзовым декором.

Окна лестницы выходят в крупные дворовые пространства. Лестничные ограждения в домах на Лиговке достаточно типовые, но такие, как здесь, мне встретились только в доме Александровской мужской больницы на 16-й линии Васильевского острова.

#исторические здания #доходные дома #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6578) от 29.11.2019 под заголовком «Семь этажей вертикализма».


Комментарии