Главная городская газета

Сани императрицы

После долгой реставрации они как будто бы снова готовы отправиться в путь

195
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Наследие

В Крым с матушкой государыней

В Музее истории города в особняке Румянцева развернулась масштабная выставка «Путешествие в Крым». Готовилась она целый год, а поводом к ней стали сразу две исторические даты, связанные с российской историей Крымского полуострова. Читать полностью

Угощение для нищих

Из родословного сборника Жака Феррана Les princes OBOLENSKY (Париж, 1982) Читать полностью

Атланты каменного века

Это пятиэтажное здание еще издалека привлекает к себе внимание единственными в своем роде атлантами-Геркулесами, с видимым усилием удерживающими на своих плечах трехэтажные эркеры. Читать полностью
Сани императрицы | Передний щит предохранял ездоков от летящего из-под копыт лошадей снега. Сзади, на всю ширину кузова, - подножка для лакея.<br>ФОТО предоставлено ГМЗ «Царское Село»

Передний щит предохранял ездоков от летящего из-под копыт лошадей снега. Сзади, на всю ширину кузова, - подножка для лакея.
ФОТО предоставлено ГМЗ «Царское Село»

В музей-заповедник «Царское Село» вернулись сани начала XIX века, когда-то находившиеся в распоряжении вдовствующей императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I). Средства на реставрацию выделило Министерство культуры России.

Двухместные «городовые» сани для троечной упряжи были изготовлены в 1807 году в мастерской известного петербургского каретника Георга Гейгера «для собственных Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны разъездов».

В материалах придворно-конюшенной конторы, точнее, в «Описи парадным экипажам с 1838 по 1863 год», эти сани числятся под № 116, который до сих пор сохранился на внутренней стороне крышки ящика под пассажирским сиденьем.

Читаем в документе: «Сани двухместные, внутри обиты бархатом фиолетовым, подушка со свесом того же бархата, подушка и свес обложены широким басоном тканым серебряным с шелком и таким же шнуром, на полу под ногами и у головяжки внизу ковер шерстяной разноцветный, и сверх оного положен постельник медвежий, при них полость того же лилового бархату, обложенная сверху таким же широким басоном, как и внутри саней, с четырьмя такими же кистями на шнурах, а снизу оной полости подложено и сверху по краям обложено бобровым мехом; для сидению кучера доска обита бархатом...».

Как отмечает хранитель музейной коллекции «Кареты» Ирина Бредихина, настоящее чудо - сам факт, что эти сани сохранились. Среди экипажей российского императорского двора было немало двухместных саней, их часто изображали на картинах и рисунках, однако до наших дней дошел только этот образец. Очень многие их «собратья» исчезли во времени и пространстве.

Эти сани, долгое время хранившиеся в фондах, пребывали в плачевном состоянии. В том числе и потому, что, прежде чем стать музейным экспонатом, они не раз использовались в киносъемках, что обернулось грубыми ремонтами. Одну только обивку меняли несколько раз... Год ушел у московских реставраторов на то, чтобы вернуть реликвии первоначальный облик.

- Самым сложным для нас стал процесс снятия поздних слоев, извлечения гвоздей - их было очень много. Обрадовались, когда под холстом обнаружили красное дерево. Тщательно подбирали краску, воссоздали утраченную бархатную полость, почти полностью утраченную, подбитую бобровым мехом, - рассказал художник-реставратор Олег Синицын.

Сани вдовствующей императрицы пополнили экспозицию «Придворный экипаж» в здании бывшей Дежурной конюшни. Там представлено более двух десятков парадных экипажей работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII - XIX веков. Основу каретного собрания ГМЗ «Царское Село» составляют предметы, поступившие из расформированного в 1920-х годах Придворного конюшенного музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

0023