Путешествия без состязаний
Знакомили с бытом и нравами ближайших к столице окрестностей
К середине 80-х годов XIX века двухколесные велосипеды (похожие на современные – с колесами одинакового диаметра и цепной передачей) из развлечения, доступного лишь состоятельным гражданам, превратились в популярное средство передвижения. Пока не было автомобилей, именно велосипед подарил безлошадным горожанам возможность совершать загородные прогулки.
Члены Общества велосипедистов-туристов у буфета за городом, 1900 г. Фотография ателье Буллы. ФОТО из фондов ЦГАКФФД Санкт-Петербурга
В столице и крупных городах одно за другим открывались общества и кружки велосипедистов, объединяя одновременно и спортсменов, и любителей путешествий. Однако появление разногласий среди членов первых организаций было неизбежным, ведь истинным путешественникам в силу превосходства познавательных интересов было чуждо стремление к соревнованию.
15 апреля 1895 года в Петербурге с разрешения министра внутренних дел И. Н. Дурново состоялись учредительное собрание и официальное открытие Общества велосипедистов-туристов. Именно эта дата стала исходной вехой организованного российского туризма. «Мы самым решительным образом прощаемся с гоночным спортом, со всякими проявлениями состязательной борьбы...» – провозглашали учредители.
С момента основания Общество велосипедистов-туристов стремительно росло. Своей задачей оно видело не только развитие велотуризма в стране, но и помощь и содействие всем любителям путешествий. Уже к концу 1895 года представители общества присутствовали в 24 городах России. В 1899 году на Международном конгрессе туризма в Люксембурге общество было принято в международную Лигу туристских обществ.
С января 1899 года в Петербурге выходит ежемесячный журнал «Русский турист» – собственный печатный орган общества. Он способствовал дальнейшему развитию экскурсионного дела в России, обобщал опыт зарубежных туристических клубов, устанавливал с ними дружеские отношения.
Специальная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках» освещала опыт проведения экскурсий в школах России, акцентируя внимание на их воспитательной роли. В передовицах «Русского туриста» не раз подчеркивалось и патриотическое значение туризма как средства лучше узнать историю и культуру своей родины, понять ее истинные нужды.
Большое внимание общество уделяло разработке и освоению новых маршрутов, составляло шоссейные карты и другие пособия в помощь участникам путешествий, совершенствовало методику проведения групповых экскурсий. Достаточно смелой для того времени была инициатива по заключению, по опыту зарубежных клубов, договоров с владельцами гостиниц, где могли на льготных условиях останавливаться члены общества.
Благодаря такой активной политике общество стало ведущей туристской организацией в стране. К концу 1901 года оно было преобразовано в Российское общество туристов. Как отметил его председатель Николай Андреевич де Шарио в декабрьском номере журнала за 1902 год, поздравляя всех членов общества с Новым годом: «...Пусть теперь, когда мы уже освободились от односторонности обособленного Общества велосипедистов, всякий истинный друг туризма, путешествующий пешком, на лодке, пароходе или по железной дороге, присоединяется к нам».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (5450) от 30.04.2015.
Комментарии