Прощенный гимназист: присяжные сжалились над юным «экспроприатором»

«На скамье подсудимых совершенный мальчик. Молодое, пухлое, нежное лицо, чуть‑чуть пробивающийся на верхней губе пушок, длинные русые волосы. Только взгляд голубых глаз какой‑то не юношеский, взгляд затравленного волка». Таким увидел бывшего гимназиста Николая Никифорова корреспондент газеты «Петербургский листок», побывавший на заседании столичного окружного суда 20 декабря 1908 года. Молодой человек стал единственным фигурантом громкого дела о летней «экспроприации» в Лесном — дачном предместье Петербурга.

Прощенный гимназист: присяжные сжалились над юным «экспроприатором» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

За свою короткую жизнь Николай Никифоров уже успел хлебнуть немало горя. Как сообщала пресса, отец юноши, зажиточный ремесленник, «был деспотом в своей семье»: злоупотреблял алкоголем, буйствовал и всячески изводил домочадцев. Когда мать, не выдержав мучений, скоропостижно скончалась, а старшие дети в буквальном смысле слова разбежались кто куда, Николай остался с родителем-самодуром один на один.

К домашним трудностям добавились учебные. В 1907‑м молодого человека исключили из гимназии «из‑за какой‑то истории». Теперь он постоянно слышал упреки отца в «дармоедстве», но отыскать работу недоучившемуся школяру не удавалось. В итоге Николай оказался в компании таких же неприкаянных подростков, как он сам.

Страдая от отсутствия постоянных занятий и средств, приятели не придумали ничего лучшего, как устроить модную тогда экспроприацию, а проще говоря, ограбление. В качестве объекта наметили винно-фруктовый склад Пащукова на Лесной улице в Лесном (ныне аллея Академика Лихачева).

«Магазин торгует бойко, и экспроприаторы надеялись, что здесь найдется, чем поживиться, — рассказывал «Петербургский листок». — Ближайшая к магазину местность была тщательно осмотрена, распределены роли, — словом, план составлен».

Ограбление было совершено вечером 12 июня 1908 года. Забрав дневную выручку (около 60 рублей), похитители выбежали, оставив одного из своих подельников прикрыть их отход. Когда служащие кинулись в погоню, «караульный» встретил их выстрелами. На Старо-Парголовском проспекте (ныне проспект Тореза), куда выскочила шайка подростков, к преследователям присоединились городовой Мельников и местный житель по фамилии Васильев, у которого тоже имелся при себе револьвер.

Завязалась перестрелка, в ходе которой один из грабителей оказался тяжело ранен (впоследствии он скончался). Николая Никифорова зацепила пуля, он был задержан. Оставшимся трем подельникам удалось скрыться: полиция их так и не обнаружила…

На суде бывшего гимназиста защищал известный адвокат член конституционно-демократической партии Эммануил Дубосарский. Он помог Никифорову грамотно выстроить поведение на суде: тот не запирался, а полностью признал собственную вину и постарался чистосердечным рассказом о невеселом житье-бытье убедить заседателей, что вооруженное ограбление магазина и последующая перестрелка явились роковой ошибкой, совершенной по глупости и под давлением ситуации. Товарищей по «экспроприации» он не выдал, а касательно обстрела преследователей подчеркнул, что вел огонь в воздух, «для острастки».

«В последнем своем слове подсудимый со слезами на глазах просил о снисхождении, обещая честной жизнью загладить свое преступление», — сообщал «Петербургский листок».

Защите удалось убедить присяжных, что юный подсудимый встал на преступный путь исключительно по причине сложных жизненных обстоятельств. Недолго посовещавшись, присяжные вынесли исключенному гимназисту оправдательный вердикт. После чего Николая Никифорова освободили прямо в зале суда.

Подобное решение было вполне в духе времени. Сегодня трудно сказать, насколько оно было продуктивным. Присяжные, безусловно, проявляли милосердие и давали оступившемуся шанс начать жизнь, как говорится, с «чистого листа». В то же время они позволяли уйти от ответственности, когда совершенные действия, которые явно носили агрессивный характер, оставались безнаказанными. Так не раз бывало при рассмотрении криминальных дел. Самый известный случай — оправдание коллегией присяжных революционерки Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Федора Трепова.


#гимназист #ограбление #суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7600) от 09.02.2024 под заголовком «Прощенный гимназист».


Комментарии