Представления с косолапым. Как в Петербурге проводились «медвежьи потехи»

В Петербурге с петровского времени бытовала давняя русская забава - «медвежья потеха». В Масленую неделю она служила частью ярмарочных увеселений. Множество зрителей собирались поглядеть на травлю зверя собаками, поединки человека с медведем, а также на веселые представления с косолапым мишкой.

Представления с косолапым. Как в Петербурге проводились «медвежьи потехи» | Репродукция. Фото автора

Репродукция. Фото автора

Петр I тоже был не прочь посмотреть на это зрелище. Лучших и обученных медведей в Петербург привозили для царя из разных мест. В 1720 году, например, двух мишек «с учителями их» доставили из Москвы.

В подробных записках иностранца Берхгольца упоминается необычная забава, устроенная в столице 17 сентября 1721 года: поединок льва с огромным медведем. В тот день в Адмиралтействе закладывали военный корабль, после чего Петр I и участники церемонии отправились в новый дом адмирала Апраксина, где и проходил бой животных.

На травлю смотрели с галерей: «Все думали, что медведю придется плохо, но вышло иначе: лев оказался трусливым и почти вовсе не защищался, так что если б медведя вовремя не оттащили, он непременно одолел бы его и задушил». Но царь не хотел потерять экзотического льва, поэтому потеха продолжалась недолго.

К концу XVIII столетия интерес к травлям не угас: именным указом от 5 июня 1791 года императрица Екатерина II разрешила иностранцу Ферранду построить в Москве «театр для звериного бою»...

А кто-то заводил медведей просто в качестве домашних животных. Например, шотландец Питер Генри Брюс, служивший в России с 1711-го по 1724 год артиллерийским капитаном. Зная, что медведи впадают в зимнее время в спячку и сосут лапу, капитан, живя в Петербурге, решил это проверить на практике.

«Поскольку это казалось мне невероятным, я добыл медвежонка и выкормил его очень большим. Я вкопал в землю столб с колесом на вершине, повесил на столб кольцо и привязал медведя цепью за шею. У основания столба поставил большой короб, в котором медведь мог лежать. Он обыкновенно забирался на столб и сидел на колесе, где проделывал много забавных трюков. Я кормил его хлебом и овсом, но никогда не давал мяса», - говорится в воспоминаниях Брюса.

Иногда его подопечный срывался с цепи и наведывался в ближайшие лавки за медом. А зимой он залез в короб и не выходил оттуда: «...ничего не ел, а только сосал лапы. Я клал хлеб у входа в его хибарку, однако он не вылезал съесть его; правда все же ел хлеб, когда его бросали внутрь».

Печально, но затем как-то раз слишком близко к косолапому подошел поросенок... «После того как медведь напился крови и отведал мяса, он сделался таким свирепым, что перестал слушаться и кидался на всякого, кто близко подходил, и мне пришлось его убить», - признавался Брюс.

Дабы избежать несчастных случаев, в сенатском указе от 10 сентября 1744 года обывателям предписывалось держать медведей «на крепких цепях и привязях и взаперти... дабы от тех медведей людям повреждения причиниться не могло...». Поводом послужил конкретный случай, когда медведь «сорвавшись с каната неведома какого чина человека изъел до смерти».

Более строгие меры к держателям мишек были определены в указе от 13 марта 1752 года. В нем императрица Елизавета Петровна повелела «как в Петербурге, так и в Москве, медведей не держать, а кто к оному охотник, держали б в деревнях своих, и по ночам бы не водили»...

Тем не менее представлений с дрессированными мишками никто не отменял. Вожаков прирученных косолапых называли медвежниками, или медведчиками. Как правило, эти люди вели бродячий образ жизни, гастролируя с животным по городам и весям, зарабатывая этим себе на жизнь.

Увы, методы дрессировки не отличались гуманностью. Чтобы зверь не представлял угрозу, ему спиливали когти, лишали зубов. И этим, увы, не ограничивались. В челюсти медведя с помощью специальных надрезов устанавливали кольцо, в него продевали цепь, за которую дергали, чтобы управлять поведением животного. Все обучение сопровождалось побоями. Неудивительно, что нередко измученные звери бросались на вожака, особенно, как говорилось в одном из документов, «когда и тот и другой выпьют».

Правда, бывали и счастливые исключения. В 1771 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что крестьяне из Нижегородской губернии привели в столицу двух больших медведей, «которых они искусством своим сделали столь ручными и послушными, что многие вещи, к немалому удивлению смотрителей, по их приказанию исполняют». И самое главное: «не обрублены у них лапы, также и зубы не выбиты, как то обыкновенно при таковых случаях бывает».

В газетном объявлении сообщались место и время показа номеров с дрессированными медведями: «в праздничные дни в карусельном месте» в шесть часов вечера (речь идет о нынешней Театральной площади). Цена на представление варьировалась от 5 до 25 копеек с человека. Любопытствующие могли подивиться, как животные танцуют на задних лапах, борются друг с другом, стреляют, маршируют, показывают смешные сценки (их героями были «судьи, хромые, теща, девки, малые ребята»), подают шляпу и барабан хозяину...

В правление Александра II с давней традицией решили покончить: указом от 30 декабря 1866 года «медвежьи потехи» были запрещены. Поводом послужило ходатайство Российского общества покровительства животным. А чтобы не лишать людей, живших этим промыслом, средств к существованию, был определен трехлетний срок, после которого запрет вступил в силу.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#медведи #животные #забавы #традиции #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6605) от 17.01.2020 под заголовком «Медвежьи забавы».


Комментарии