Главная городская газета

Портрет по фотографии

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Реклама
Свежие материалы Наследие

Что увидели потомки Ганнибала

Мы сообщали, что территория старинного Михайловского погоста в селе Новопятницкое под Кингисеппом, где покоятся больше трех десятков родственников Пушкина перестала быть «огородом на могилах» Читать полностью

От каждого порога к Питеру дорога

В литературе и на сцене русский купец обыкновенно представлен неотесанным малообразованным нуворишем, и этот образ, во многом несправедливый, оказался необычайно живучим... Читать полностью

Дом с переходами

Прогулки по городу: Кирочная ул., 24 Читать полностью

Светлановская молодость

Все мое детство и юность прошли на Светлановской площади. Там тогда еще находился одноименный рынок, за которым начиналась улица, где я жил... Читать полностью

Мундир, доставленный с опозданием

Ныне британский фельдмаршальский мундир Николая II хранится в Государственном историческом музее в Москве. Читать полностью

Правый поворот

Качнул маятник общественных настроений влево и открыл дорогу большевикам Читать полностью
Реклама
Портрет по фотографии | Необычный портрет Ленина работы художника Льва Мительмана, 1935 г. Из коллекции Центрального военно-морского музея

Необычный портрет Ленина работы художника Льва Мительмана, 1935 г. Из коллекции Центрального военно-морского музея

Художник Лев Яковлевич Мительман - почти неизвестное имя в отечественной культуре. Человек, которому мэтры, например Александр Бенуа, прочили яркую карьеру. И преданный забвению. Почти ни одного его произведения не сохранилось. В нашем музее есть одна картина, да и та была обнаружена практически случайно...

Находка была сделана при разборе предметов в хранилище фонда изобразительного искусства в здании Биржи, где до 2012 года располагался Центральный военно-морской музей. В советское время в этой части фонда, в северном подвале, оказывались отслужившие свой срок предметы из воинских частей и клубов Ленинградского военного округа. Их отправляли в музей, поскольку выбросить не поднималась рука.

Как правило, на музейный учет они не ставились и балластом оседали в глубинах подвала. Там были многочисленные портреты, тиражированные барельефы и бюсты партийных лидеров. Вот так в моих руках и оказался очередной портрет Ленина, извлеченный из подвала. Его предполагалось передать в какой-нибудь районный музей. Он не подходил под новую концепцию комплектования коллекции живописи Военно-морского музея, кроме того, в собрании уже находилось 17 живописных изображений вождя революции.

Однако картина показалась мне очень необычной. Особенно поразили яркие, выразительные, несмотря на пожелтевший лак, глаза. «Демонические», как заметили мои коллеги. Они как будто буравили зрителя, приковывали внимание. В работе была видна рука мастера, по-академически грамотно и крепко владевшего кистью. За основу, вероятно, он взял ракурс с фотокарточки Ленина 1919 года. В правом нижнем углу проступали подпись и дата. Вооружившись лупой, удалось разобрать: «Миттельман 1935». Имя ничего не говорило, в нашей картотеке такой художник не значился...

Первые данные о нем обнаружились на сайте одного из интернет-аукционов. Информация была очень краткой, без дат рождения и смерти, а одной из зацепок был тот факт, что в годы Гражданской войны Мительман (по документам, его фамилия была с одним «т», а на картинах он ставил подпись с двумя) жил в Омске.

Заведующая фондом живописи омского областного Художественного музея им. М. А. Врубеля Ирина Девятьярова сообщила, что ни одной работы Мительмана в Омске не обнаружено, но поделилась информацией о нем.

Родился Лев Яковлевич (настоящее имя - Лейвик Изральевич) в 1884 году в Саратове. Отец его, из могилевских мещан, держал небольшой магазин на Немецкой улице и продавал форменую одежду, пуговицы и эполеты. С 1898-го по 1901 год Лев обучался по классам рисования и живописи масляными красками в Боголюбовском рисовальном училище Саратова.

В 1901 году Мительман был принят вольнослушателем в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. За непосещение занятий был исключен в 1903 году, но, переехав в Пензу, продолжил обучение в местном художественном училище. В 1906 году Лев Яковлевич вернулся в Петербург и поступил в академию художеств, где в 1911 году стал учеником Н. Н. Дубовского - передвижника, одного из виднейших представителей пейзажной художественной школы рубежа XIX - XX веков.

Однако завершить образование и получить звание художника Льву Мительману не удалось: в 1913 году он не представил совету Академии художеств свою дипломную работу и был вновь отчислен. В годы обучения в академии живописец принимал участие в выставках и был замечен Александром Бенуа, отметившим его «совершенство техники», «изящество» и «несколько старинную гамму красок».

После посещения очередной выставки Высшего художественного училища в 1910 году Бенуа советовал художнику поехать в Париж, «где бы он мог поучиться на работах своих настоящих учителей, Коро и Дега, вместо того чтобы прозябать здесь». В этом же году Лев Яковлевич участвовал в выставке Союза молодежи, организованной в Риге его коллегой по мастерской В. И. Матвеевым. Критики заметили дарование художника и отметили его работы.

В 1912 году картины Мительмана были представлены на нескольких художественных выставках в Москве, затем почти на десятилетие какая-либо информация о Льве Яковлевиче пропадает. Возможно, какое-то время он жил в Германии и учился в Мюнхенской королевской академии, о чем упоминала газета «Сибирский гудок» в заметке, оповещающей об открытии в 1923 году в Омске художественной студии под руководством Мительмана. Параллельно он преподавал живопись и рисование в художественно-промышленном техникуме им. М. А. Врубеля.

В 1924 году живописец участвовал в шестой московской выставке художников Ассоциации художников революционной России «Революция, быт и труд». Ни до, ни после художник больше не значился в каталогах выставок этого объединения.

И опять сведения о нем теряются на несколько десятилетий. Неизвестно, коснулись ли художника репрессии, где он находился в годы войны. Его работы появились только в 1957 году на двух выставках художников Узбекистана в Ташкенте. Неизвестны ни дата, ни место его смерти. «Умер где-то за Волгой», - вспоминал один из соучеников живописца по Боголюбовскому училищу.

В Художественном музее им. Н. А. Радищева в Саратове есть рисунок периода его обучения в рисовальном училище. Местонахождение остальных его работ неизвестно... Остается только предполагать и выдвигать гипотезы, почему работы Льва Мительмана до сих пор не обнаружены, да и существуют ли они?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook