2Vtzqv4Hz9U

Поощрен и арестован

Сто лет назад, в июне 1915 года, на форту «Алексеевский» («Красная горка») испытывалась первая русская береговая башенная установка. Испытания прошли успешно: все механизмы действовали без замечаний, щиты-мишени были разбиты. Офицеры наперебой поздравляли 42-летнего технического директора (главного инженера) Петроградского Металлического завода Александра Григорьевича Дукельского. Именно он руководил проектированием и изготовлением береговых башенных установок с двумя орудиями 305-мм для фортов «Алексеевский» и «Николаевский» («Ино»).

Поощрен и арестован | ФОТО предоставлено музеем ЛМЗ

ФОТО предоставлено музеем ЛМЗ

Парадоксально, но имя инженера Дукельского, создавшего для российского флота и береговой обороны уникальные артиллерийские системы, до сих пор известно лишь узкому кругу специалистов. Сам Дукельский и все написанное им было засекречено, а секретный документ проще сжечь, чем рассекретить. Лишь на одном из предприятий, где в последние годы жизни Дукельский работал консультантом, сохранилось его личное дело. Оно содержит краткую автобиографию, написанную самим Александром Григорьевичем, несколько справок да некролог. Они-то и помогли хоть немного восполнить лакуны в биографии этого удивительного человека.

Он родился 26 декабря 1872 года в селе Родионовка Полтавской губернии в еврейской семье. Окончив в 1891 году реальное училище в Кременчуге, поступил в Харьковский технологический институт. Получив в 1896 году диплом инженера, переехал в Петербург, где нашел себе применение в артиллерийском конструкторском бюро Металлического завода, которым в то время руководил опытный инженер Н. С. Лесенко. Здесь Дукельский участвовал в разработке рабочих чертежей различных артиллерийских систем, постепенно проявляя недюжинный талант инженера. И когда в 1904 году Лесенко стал директором Металлического завода, именно Дукельский занял его прежнюю должность.

Орудия в те годы в России изготавливал Обуховский завод, а за все остальное шла серьезная конкурентная борьба. Заказы на проектирование и изготовление башенных установок для российских кораблей Металлический завод получал, выигрывая конкурсы проектов, в которых принимали участие не только отечественные заводы, но и ведущие европейские фирмы. Уже в конце XIX века Металлический завод стал одним из основных поставщиков артиллерийских систем для армии и флота...

Среди важнейших работ Дукельского было проектирование и изготовление трехорудийных башенных установок для линкоров типа «Севастополь». За их создание он получил орден Св. Владимира IV степени. Именно благодаря башенной артиллерии главного калибра спущенные на воду в 1911 году русские линкоры на долгие годы стали основной силой отечественного флота.

В 1914 году Александр Григорьевич занял должность технического директора Металлического завода. Теперь он руководил не только проектированием, но и изготовлением артиллерийских систем. Башню для линейного крейсера «Измаил» удалось собрать на заводе лишь к концу зимы 1917 года – сказались тяжелейшие условия последних лет войны. Но вслед за корпусами линейных крейсеров, проданных в Германию на металлолом в 1922 году, башню разобрали в конце 1920-х.

Особое место в биографии Дукельского занимает железнодорожная артиллерия, ее создание – заслуга именно Александра Григорьевича. Она появилась, поскольку из-за слишком большого веса орудий крупного калибра их передвижение было возможно только по железной дороге. Орудия устанавливались на специальных особо мощных платформах – транспортерах. Использование таких пушек в береговой обороне позволяло эффективно противостоять атакующим силам флота. В 1917 году Металлический завод изготовил два первых железнодорожных транспортера с 254-мм орудиями.

В годы Гражданской войны Дукельский работал в Севастополе, затем, не желая сотрудничать с белыми, – в Одессе. Вернувшись в Петроград в 1923 году, активно включился в возрождение некогда мощного артиллерийского производства. А ситуация была крайне тяжелой, особенно в береговой артиллерии, и Дукельский предложил разрешить ее установкой 356-мм орудий на железнодорожные транспортеры. В 1929 году это предложение одобрили, но самого конструктора сначала... арестовали.

В своей последней анкете он коротко сообщал: «...в административном порядке был арестован ОГПУ ПВО в 1930 г., освобожден без предъявления обвинения в 1932 г.». Для Дукельского и его коллег на Ленинградском Металлическом заводе создали «шарашку» – Отдельное конструкторское технологическое бюро. За два года инженеры и рабочие завода под руководством Дукельского и под надзором ОГПУ создали уникальную артиллерийскую установку – 356-мм транспортер ТМ-1-14. Всего таких установок построили шесть: три отправили на Дальний Восток, а три оставили в береговой обороне Балтики. За это Дукельского наградили орденом Ленина. Затем были разработаны проекты транспортеров ТМ-2-12, ТМ-3-12 и ряда других установок.

Артиллерийские установки, созданные Дукельским, защищали Ленинград в годы блокады. Самого же конструктора вместе с бюро в начале войны эвакуировали в Казань. Вернувшись в Ленинград, Дукельский (а ему было уже 72 года) читал лекции в Военно-морской академии и Военно-механическом институте. После войны ему была присвоена ученая степень доктора технических наук, а также звание профессора по кафедре в Артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского. В начале 1946 года Александр Григорьевич удостоился Сталинской премии «за разработку конструкций новых образцов морского артвооружения», а в 1947-м, за год до смерти, – ордена Трудового Красного Знамени.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (5487) от 26.06.2015.


Комментарии