Первый Исаакий

Как известно, первую победу на море Петр Великий одержал 7 (18) мая 1703 года в устье реки Невы. Бой тогда разгорелся между тремя десятками лодок с солдатами Преображенского и Семеновского лейб-гвардейских полков под командованием Петра Первого и Александра Меншикова и двумя небольшими кораблями «Гедан» и «Астрильд» шведского флота, пришедшими в составе эскадры на помощь крепости Ниеншанц. Оба шведских корабля были взяты на абордаж.

Первый Исаакий |

За это сражение Петр был награжден высшим орденом России – Святого Андрея Первозванного. Все участники были одарены наградами: офицеры – золотой медалью, солдаты – серебряной с надписью: «Небываемое – бывает. 1703». Этот день теперь празднуется как день рождения Балтийского флота.

Празднование победы царь отложил на три недели, поскольку требовалось изготовить наградные медали и построить церковь, где по статусу мог бы вручаться орден Св. Андрея Первозванного.

После сражения на кладбище близ деревни Кальюла (со временем переиначеной в Калинкину) похоронили наших и шведских воинов, павших в том сражении. А 30 мая здесь же на возвышенном месте уже была готова православная церковь. Более-менее точное место расположения той церкви – нынешняя территория бизнес-центра на Рижском пр., 41.

По одной версии, ее построили с нуля, по другой – переоборудовали из лютеранской, что, как мне кажется, ближе к истине. По конструкции остроконечных шпиля и колокольни она больше напоминала лютеранские храмы. В архиве Академии наук в рукописной книге Богданова 1751 года «Описание Санктпетербурга...» мне удалось обнаружить рисунок этой первой Исаакиевской церкви, который ранее не публиковался. В подписи значится: «Церковь Святого Исаакия, которая стояла недалеко от каменной церкви». (Под последней имеется в виду церковь, что была в Екатерингофе в Полотняном заводе.)

30 мая 1703 года царю Петру Алексеевичу исполнился 31 год. В то время не было принято праздновать дни рождения, как ныне, а праздновались дни памяти святых покровителей. Потому в день празднования первой морской победы, 30 мая 1703 года, церковь освятили во имя небесного покровителя царя Петра Алексеевича преподобного Исаакия Исповедника.

Празднование длилось несколько дней, оно сопровождалось троекратной стрельбой из пушек и ружей. Петр желал показать психологическую важность этой победы, чтобы придать уверенность войскам: шведов можно побеждать и на море.

Петр Алексеевич каждый год отмечал день первой морской победы. В честь нее он проводил парадные походы на яхтах (с 1718 года обязательные для всего невского флота) от Петропавловской крепости к Исаакиевской церкви. Оттуда после благодарственного молебна и закуски флотилия отправлялась в Стрельну. «Сойдя на берег, гости гуляли в роще, услаждая слух игрой трубачей и валторнистов, скрывшихся за деревьями, закусывали – в роще для того был накрыт большой длинный стол, а с наступления вечера возвращались в город», – говорилось в дневнике камер-юнкера Берхгольца.

Петр очень чтил построенный в память о той морской победе первый храм Петербурга. Когда у его невенчанной супруги Екатерины родился третий ребенок (а незадолго до этого умерли один за другим годовалые царевичи Павел и Петр), ради новорожденной дочери она настояла на обручении. Петр, согласившись, выбрал этот маленький храм своего небесного покровителя. Там в воскресенье 20 ноября 1707 года состоялось таинство обручения (таинство венчания произошло спустя пять лет также в Исаакиевской церкви, но в другой, Адмиралтейской).

В 1717 году, когда первая Исааковская церковь попала в пятно застройки екатерингофского Полотняного завода и шпалерной мануфактуры, рачительный царь Петр повелел перенести ее в Стрельну в свою царскую усадьбу. Из бревен первой Исаакиевской церкви собрали придел во имя святителя Николая Чудотворца, пристроив его к храму во имя Преображения Господня. А храм тот в свою очередь был переделан в 1704 году в православную из стрельнинской шведской кирхи Хиетамяки (Песчаная Горка).

Хотя в дальнейшем Преображенская церковь в Стрельне перестраивалась и расширялась, в ней благоговейно береглись петровские реликвии. «Иконостас придельного алтаря, перенесенный... из той Екатериновcкой церкви, в которой обручился Император Петр Великий с Екатериной... Стул готического устройства, с вышитой золотой полосой на спинке. На этом стуле сидел Петр I, ожидая приезда невесты», – говорилось в книге «Лавры, монастыри и храмы на святой Руси», изданной в Петербурге в 1908 году.

Здесь, в стрельнинском храме, хранились боевые знамена, серебряные литавры, отбитые у шведов под Полтавой и другие воинские святыни. Рядом было почетное воинское кладбище, где хоронили только с разрешения царствующей семьи.

После революции пришли иные времена... 4 мая 1932 года храм Преображения закрыли. Спустя четыре года, как будто бы в насмешку над историей храма-памятника, в нем устроили развеселый ресторан. При отступлении наших войск из Стрельны в сентябре 1941 года «храм-ресторан» подожгли, чтобы он не достался врагу. Находящийся дом батюшки Измаила уцелел. Когда горела бывшая церковь, семья священника, расстрелянного в 1937 году, с иконами и молитвой ходила вокруг дома...

В 1995 году Общество ревнителей истории Стрельны установило на месте алтаря порушенного храма поклонный крест, который был освящен в первый праздник Стрельны 19 августа 1995 года – в день Преображения Господня. Члены общества пытались создать даже православный приход для воссоздания храма, однако он просуществовал недолго. Впоследствии пространство бывшего храма оказалось на территории филиала ГМЗ «Петергоф» – деревянного дворца Петра Великого.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5463) от 22.05.2015.


Комментарии