2Vtzqv4Hz9U

Партизанская оборона

Завершается государственная историко-культурная экспертиза по мортирным батареям Кронштадтской крепости на острове Котлин. Теперь придание им постоянного статуса объекта культурного наследия – дело самого ближайшего будущего. За спасение этих сооружений, возведенных на рубеже XIX – ХХ веков и практически в первозданном виде сохранившихся до наших дней, активисты бились несколько лет.

Партизанская оборона | Одна из немногих сохранившихся на батарее подлинных бронированных дверей. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Одна из немногих сохранившихся на батарее подлинных бронированных дверей. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Речь идет о четырех отдельных батареях – у каждой свое название: «Демидов», «Южная мортирная», мортирные батареи # 1 и 2. Состояние их таково, что требуются совсем небольшие усилия, чтобы привести их в порядок, и здесь практически сразу же можно открывать музеи истории российской фортификации.

– В середине 2014 года военные покинули батареи, и они на какое-то время остались пустыми и бесхозными, этим воспользовались предприимчивые дельцы, успевшие причинить двум батареям значительный ущерб, – говорит редактор военно-исторического альманаха «Фортовед» Станислав Воробьев.

На мортирных батареях # 1 и 2 было срезано около половины броневых дверей и оконных ставень. Но самое главное – был уничтожен дальномерный павильон батареи «Демидов», на тот момент самый комплектный и прекрасно сохранившийся павильон во всей крепости.

– Ни власти, ни органы охраны памятников по разным причинам не могли этому препятствовать, – поясняет Воробьев. – Кронштадтская администрация – потому что территория не принадлежит ей. КГИОП – потому что объекты не обладали охранным статусом.

Соседние батареи (в первую очередь форт «Шанец»), брошенные военными ранее, уже подверглись разграблению. С них срезали практически все подлинное железо, которое только можно было утащить. Остались только голые бетонные стены...

Чтобы уберечь мортирные батареи от такой же судьбы, активисты вспомнили старые партизанские способы борьбы. В первую очередь – перекопали дороги, ведущие к батареям. Даже устроили завал на главном въезде. В недавние морозы он оказался вообще практически неприступным: грунт промерз насквозь...

Кроме того, активисты – речь идет об участниках объединения поисковых отрядов «Северо-Запад» и Клуба истории и фортификации – организовали ежедневное патрулирование батарей. И это дало свой результат: с 10 апреля прошлого года, когда началась «партизанская оборона», случаев мародерства зафиксировано не было.

– Неужели не жаль своего личного времени? Многие могут сказать: это ведь просто бетонные стены и старое железо? – спрашиваю Станислава Воробьева.

– Мы просто не можем иначе. Мы действительно болеем за сохранность этих безмолвных свидетелей истории. Тех людей, кто их создавал, нет, но остались их труды. И наше отношение к этим трудам – это есть не что иное, как отношение к нашей истории вообще.

По словам Игоря Бухарова, члена Клуба истории и фортификации (КИФ), большинство памятников лишь отражает представление потомков о прошлом, а подлинные сохранившиеся сооружения, как здесь, дают возможность понять его без «посредников». Еще один защитник мортирных батарей, Сергей Малахов, в обычной жизни инженер-монтажник электрооборудования, на своей страничке в социальной сети определил свою жизненную позицию как «совершенствование мира».

– Мне это просто интересно, – говорит Малахов. – Например, узнать что-то новое в архиве, потом вживую все это увидеть. Здесь мой круг общения, мои друзья...

Сколько же еще активисты намерены продолжать защиту мортирных батарей собственными силами?

– Столько, сколько потребуется, пока решается вопрос об их передаче в государственное ведение, пока там не появится полноценная охрана, – уверен Станислав Воробьев. – Наши усилия не бесполезные, и за прошедшее время кое-что все-таки изменилось. В мае прошлого года КГИОП включил эти батареи в список вновь выявленных объектов культурного наследия, и с этого момента причинение им ущерба должно караться законом. Теперь полиция обязана задерживать мародеров.

В Кронштадтской районной администрации сообщили, что эту территорию планируется передать городу, и среди всех вариантов возможного использования на первом месте – создание здесь филиала музея истории Кронштадта. И хотя на данный момент передача еще не состоялась, районная администрация в декабре прошлого года установила на территории комплекса несколько информационных стендов, предупреждающих о том, что объекты находятся под государственной охраной.

Кстати, еще один проблемный объект – расположенный неподалеку от мортирных батарей комплекс складов кронштадтской артиллерии на люнете «Ден». Люнет – долговременное укрепление, открытое с тыла. Там сохранились не только бетонные сооружения, но и кирпичные пороховые погреба, а также деревянные постройки. Еще не так давно все это хозяйство находилось практически в первозданном виде.

– Сейчас территория совершенно заброшена и фактически общедоступна: забор местами повален или отсутствует, нет предупреждающих надписей, – говорит Станислав Воробьев. – По сообщениям очевидцев, там творится нечто ужасное. С пороховых погребов, последних сохранившихся в крепости и еще в конце прошлого года отличавшихся прекрасной сохранностью, теперь срезаны все броневые двери. Старинное железо кому-то явно не дает покоя...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5665) от 22.03.2016.


Комментарии