Отречение на колесах
Одной из реликвий, связанной с событиями Февральской революции, был вагон-салон царского поезда. 2 марта (по старому стилю) 1917 года в нем, стоявшем у перрона псковского вокзала, Николай II подписал отречение от престола.
До Великой Отечественной войны царский вагон был музейным экспонатом в Петергофе. ФОТО из коллекции ГМЗ «Петергоф»
Фактически в 1915 - 1917 годах императорский поезд стал одной из постоянных резиденций последнего русского императора. Это был настоящий «дворец на колесах». Семивагонный состав был построен в 1896 году на Александровском механическом заводе. Все вагоны имели одинаковый наружный вид. Окраска - темно-синяя с тонкой золотой окантовкой. В начале ХХ века из соображений безопасности был построен второй экземпляр Императорского поезда - его точная копия.
Приезжая на фронт в Ставку, император оставался жить в своем поезде, снабженном телефонной и телеграфной связью.
Начальник канцелярии А. А. Мосолов в своих мемуарах подробно вспоминал о первой своей поездке в царском поезде: «Для путешествий своих царь располагал двумя поездами. По внешнему виду их нельзя было отличить один от другого... Их Величества ехали в одном из поездов, второй служил... для камуфляжа. В течение всего путешествия государь работал в своем вагоне. Поезд останавливался на больших станциях... Губернаторы получали приглашение сесть в вагон и следовать до границы их губернии... они делали свои доклады в пути; если надо было переночевать, им отводилось купе в свитском вагоне».
После отречения царя от престола в вагоне, где это произошло, была сделана фотография участников исторического события. Она запечатлела во всех деталях и обстановку.
Дальнейшая судьба роскошных императорских вагонов была весьма примечательна. После революции из них был сформирован знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, который был не прочь примерить на себя царскую роскошь...
В 1929 году два вагона из поезда Николая II (опочивальня с кабинетом царя и салон-столовая) были переданы народным комиссариатом путей сообщения в петергофский музей. Их установили в парке «Александрия» недалеко от дворца «Коттедж». Убранство этих вагонов к тому времени сохранилось практически полностью и при их музеефикации было лишь немного дополнено некоторыми вещами из Нижней дачи, которую особенно любила семья Николая II.
Около вагонов соорудили платформу и построили два деревянных помещения, в которых развернули музей «Империалистическая война и падение самодержавия».
В 1941 году царские вагоны не смогли эвакуировать, и во время боевых действий они сильно пострадали: были сожжены и разграблены. Остовы вагонов простояли до середины 1950-х годов: после войны, видимо, не видя мемориальной ценности в царском «имуществе», их не стали восстанавливать. Сегодня в России не сохранилось ни одного из подлинных вагонов императорских поездов. А в соседней Финляндии в Музее железнодорожного транспорта в городе Хювинкяя экспонируются три царских вагона.
Комментарии