Он хотел как лучше
Когда-то еще не очень давно 22 апреля, день рождения Ленина, был одним из самых главных советских праздников. Уже четверть века мы живем в новой исторической реальности, но внешние атрибуты почитания Ленина, за небольшими исключениями, остаются на своих местах. А некоторые даже возвращаются, хотя и не туда, где были. Именно так, к примеру, произошло с монументом у Варшавского вокзала: в 2012 году его установили на территории Университета физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта.
В Музее-квартире Елизаровых в рамках фестиваля «Здесь был Ленин» молодая художница Алиса Юфа представила свое видение вождя революции.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Впрочем, памятники и мемориальные доски, посвященные Ильичу, уже давно стали просто приметами привычной среды обитания и у большинства не вызывают особых чувств. Ожесточенные споры вокруг вождя сменились поначалу ерничаньем, а затем равнодушием. Был – и был. Современным школьникам этот персонаж далек почти так же, как Наполеон или Петр Великий...
– Лично я не против того, чтобы памятники Ленину были на улицах нашего города, только к ним надо относиться не как к идолам для поклонения, а как к произведениям искусства и свидетельствам эпохи, – считает художник Александр Мажуга, кандидат искусствоведения, доцент кафедры рисунка Российского государственного педагогического университета.
Один из памятников Ленину – под окнами у Александра Мажуги: он живет в доме на Сердобольской, где когда-то был мемориальный музей – последняя конспиративная квартира вождя. Именно оттуда Ленин ушел в Смольный, чтобы вершить революцию. В свое время музей передали на баланс администрации Выборгского района, и там разместилось общество «Знание», пока в 1997 году оно оказалось не в состоянии платить за аренду. Квартира попала в частные руки. Ее нынешние хозяева обсуждать ленинское прошлое хором наотрез отказываются...
– Толп паломников к памятнику Ленину на Сердобольской нет, но красные гвоздики здесь регулярно появляются, – говорит Мажуга.
Торцевую стену дома напротив украшало когда-то огромное панно с изображением пути Ленина с Сердобольской улицы в Смольный. С годами оно стало осыпаться, а несколько лет назад, когда делали ремонт, от панно и вовсе избавились. Так что теперь молодежь и вовсе не знает этого любимого советского сюжета.
Недавно, как рассказал Мажуга, он провел забавный социологический эксперимент. Разместив в Интернете объявление о продаже автоприцепа, отвечал звонившим (в основном это были молодые люди): мол, живу в доме, где была последняя конспиративная квартира Ленина. И никто не смог понять, о каком адресе идет речь!..
– Честно говоря, хотя музей и находился рядом, я в нем никогда не был, – признается Мажуга. – А теперь бы сходил и внучку повел. И рассказал бы про Ленина без издевки и насмешки, а по-черномырдински: «Хотел, как лучше, а получилось, как всегда».
По словам художника, в прежние времена ходить в ленинский музей ему претили «оппортунистические» взгляды. А теперь, как признается Александр Иванович, ему близки идеалы социализма, только не в ленинском, а в шведском варианте.
Впрочем, случай с потерей музея на Сердобольской – все-таки из ряда вон выходящий. Остальные мемориальные квартиры Ленина никуда не делись. Закрылись для посещения только две. В квартире на Херсонской улице, 5/7 (там Ленин написал «Декрет о земле»), разместилась библиотека из закрытого Музея Ленина в Мраморном дворце. А на Карповку, 32 (тут ЦК большевиков обсуждал планы вооруженного восстания), переехали фонды. В Большом Казачьем теперь музей «Разночинный Петербург», еще два ленинских адреса – на 10-й Советской, 17, и ул. Ленина, 52, – стали музеями-квартирами: соответственно, Аллилуевых и Елизаровых. В последний из них мы заглянули накануне дня рождения Ильича.
Старое парадное состоятельного доходного дома... Все подлинное – плитка на полу, лестничные марши, даже фурнитура на окнах, кое-где сохранились и дореволюционные входные двери.
По соседству с музеем – обычные жилые квартиры. В одной из них долгое время жил композитор Игорь Корнелюк. Он говорил, что в доме – замечательная творческая аура. По словам директора музея Нелли Приваленко, Корнелюк не раз приходил в музей и приводил своих друзей. И даже помогал музею, когда надо было установить домофон в парадном.
– Дом очень большой, населенный, жильцы вечно делают какие-то ремонты. Поэтому отмыть и лестницу, и лифт практически невозможно. Пока Корнелюк жил в доме постоянно, порядка было больше: на его средства убирали площадки первого и второго этажей. Третий этаж – наш, мы его сами убираем, – говорит Приваленко. – К сожалению, нашим жителям не хватает культуры: они как будто бы не понимают, что здесь музей, что сюда приходят люди со всего мира...
Накануне дня рождения Ленина здесь побывали одиннадцатиклассники из самой обычной школы. По словам директора музея, Ленин им интересен, и именно потому, что он такой противоречивый, они хотят узнать о нем как можно больше, разобраться глубже.
– А я просто шел мимо по улице, увидел вывеску, решил зайти – я здесь прежде никогда не был, хотя родился и живу в Петербурге, – рассказал посетитель Сергей Штукарь, представившийся инженером. – Историей я интересуюсь, но фамилия Елизарова мне была неизвестна. Правда, советское прошлое воспринимаю достаточно критично, но это не значит, что его нужно вычеркнуть из истории...
Как это происходит – иллюстрирует история с памятником Ленину, который в 1920-х годах установили жильцы этого дома на свои средства.
– Этот памятник работы скульптора Харламова был очень сердечным, образ Ленина совсем не походил на канонический, – поясняет Приваленко. – Сначала бюст стоял на этаже у входа в музей, затем его переместили в вестибюль. А затем памятник перенесли в сквер на углу Чкаловского проспекта и улицы Ленина. Там он простоял до 1991 года, когда просто исчез с постамента. И никаких концов не удалось найти. Пропал бесследно. А потом на пустовавший пьедестал вознесли гранитный шарик...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5444) от 22.04.2015.
Комментарии