Лучшие по цеху
Вчера в Аничковом дворце торжественно наградили лауреатов и дипломантов Анциферовской премии 2016 года – за лучшие современные работы по истории Петербурга, выпущенные за последние три с половиной года. В нынешнем году премия вручается уже в девятый раз. Впервые это произошло в том же Белом зале Аничкова дворца 31 мая 1996 года. Об итогах двадцатилетия мы беседуем с сопредседателем Анциферовского комитета Александром МАРГОЛИСОМ.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
– Александр Давидович, как все начиналось?
– Для этого надо вернуться в 1989 год, когда Ленинградское отделение Советского фонда культуры провело первые краеведческие чтения, названные в честь Николая Павловича Анциферова – автора книги «Душа Петербурга» и других классических работ по истории нашего города. На них прозвучал проблемный доклад Льва Лурье и Александра Кобака – о кризисе петербургской идеи. Речь шла о том, что, если в 1970-е и 1980-е годы интерес к изучению Петербурга был исключительно высок, то позже наметился явный спад. Внимание общества переключилось на политические процессы...
Тревожные симптомы обострились в первой половине 1990-х годов, когда в силу экономических причин издательская деятельность в сфере краеведения стала стремительно сворачиваться. «Лениздат», прежний фактический монополист выпуска книг по истории города, развалился, а другой издательской трибуны для краеведов в ту пору не было. Действительно, появлялось ощущение, что краеведение уходит в тень.
Возникло острое желание противостоять этой тенденции. Показательно, что идея организовать конкурс лучших современных краеведческих изданий родилась не только в моей голове. Практически с такой же идеей ко мне (тогда я был директором Фонда спасения Петербурга) обратился Дмитрий Шерих, тогда молодой журналист и историк города. Недолгая дискуссия у нас была только по поводу названия будущей премии: Шерих предлагал назвать ее Пыляевской.
Кроме нас, «отцами-основателями» премии были Борис Кириков, тогда замдиректора по научной работе Музея истории города, и Александр Кобак, с которым мы стали сопредседателями комитета премии и ведем эту работу уже двадцать лет. Первые годы Анциферовский комитет работал на базе Фонда спасения Петербурга, а в 2003 году переместился в Фонд имени Д. С. Лихачева. В последние годы в проведение конкурса активно включился Санкт-Петербургский союз краеведов.
Основные цели будущего конкурса мы сформулировали следующим образом: поддержать тех, кто продолжает заниматься краеведением – не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И попытаться таким образом все-таки вывести петербурговедение на авансцену общественной жизни.
– Вы ориентировались на какой-то опыт подобной премии, российский или международный?
– Тогда нам не были известны прецеденты такого рода премий, причем ни в нашей стране, ни за рубежом. Так что нам приходилось практически все изобретать с нуля. Позднее подобные премии появились в Пскове, Липецке, других регионах. Но Петербург был первым.
На старте очень важно было расставить приоритеты. Главный акцент – на поощрение прежде всего новаторских работ, предлагающих новый взгляд на существенные вопросы истории города. Кроме того – повышенное внимание к ХХ веку, который, по нашему мнению, был наименее освещен в краеведческой литературе.
Принципиальным был вопрос о составе жюри. По нашему мнению, его должен был возглавить Дмитрий Сергеевич Лихачев, который в свое время был лично знаком с Анциферовым. Лихачев поддержал наше начинание, но от руководства жюри твердо оказался, заявив, что для максимальной объективности его должен возглавлять не петербургский краевед. И предложил на этот пост председателя Союза краеведов России москвича Сигурда Оттовича Шмидта. Тот дал согласие. Тогда же на старте мы привлекли к жюри академика Владимира Николаевича Топорова – непререкаемого авторитета в нашей сфере, академика с международным именем. Это, конечно, очень подняло статус премии в самом начале ее существования.
И еще одна принципиальная вещь: с самого начала мы обозначили Анциферовскую премию международной, поскольку Петербургом интересуются и занимаются не только в России, а фактически во всем мире.
Вот немного статистики. За двадцать лет Анциферовский комитет рассмотрел 550 работ 670 авторов из Петербурга, Москвы и двенадцати зарубежных стран. Впервые Анциферовские премии были вручены в 1996 году и впоследствии присуждались еще семь раз, не считая нынешней. Назову лишь несколько самых ярких работ-победителей. К примеру, в 1996 году награду получила книга финского исследователя Сауло Кепсу «Петербург до Петербурга». Именно после этого ею заинтересовались у нас и перевели на русский язык. В разные годы премии получали ставшие классическими книги «Исторические кладбища Петербурга», «Петергофская дорога», «Ленинградский мартиролог», «Блокадная этика».
– За двадцать лет премия высветила и достижения, и проблемы...
– Задачи поднять статус краеведения, поддержать традиции Анциферова и его современников так или иначе выполнены. К числу наших побед следует отнести то, что издательства заинтересовались темой петербургского краеведения. Но здесь же наряду с плюсом есть и минус. Увы, появилось огромное количество низкокачественной краеведческой продукции. И одна из функций нашего конкурса сегодня – в этом море выделить лидеров, поднять планку на соответствующую высоту. Анциферовские диплом и премия – своего рода краеведческий «знак качества».
– А что дальше?
– Я и мои коллеги уверены, что дело следует продолжать. Заметьте, что премия не застывает в тех формах, в которых она возникла на старте, а реагирует на меняющийся мир. Список номинаций постоянно расширяется. Чего я еще жду в будущем? Привлечения в Анциферовское движение новых людей. Распространения нашего опыта на периферию, например, на Северо-Запад.
Кроме того, все еще стоит задача придать краеведению комплексный, «целокупный» характер, строго в соответствии с заветами Николая Павловича Анциферова. Ведь беда в том, что многие очень интересные и полезные нам люди – этнографы, социологи, географы, занимающиеся городом и регионом, – находятся как бы вне нашего цеха. Нам предстоит вовлечь их в свою орбиту.
Итоги Анциферовской премии
2016 года
В номинации «Лучшие научно-исследовательские работы» премиями отмечены книги Натальи Лебиной «Повседневность эпохи космоса и кукурузы. Деструкция большого стиля. Ленинград: 1950 – 1960-е годы» и Марии Николаевой «Санкт-Петербург Петра I. История дворовладений: застройка и застройщики». Дипломами – труд Геннадия Соболева «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде», а также две книги, посвященные одному и тому же месту, – Виктора Коренцвита «Летний сад Петра Великого» и Андрея Ухналева «Летний дворец и Летний сад в царствование Петра I».
Лучшими популярными работами признаны книги Юрия Кружнова «История квартирного вопроса в России, или Коммуналки навсегда. Записки квартирного маклера» и Юрия Трубинова «Архитекторы Мраморного дворца. Мистификации и реальность» – они завоевали Анциферовские премии. Труд Игоря Зимина «Зимний дворец. Люди и стены: История императорской резиденции. 1762 – 1917» удостоен диплома.
В номинации «Лучшие работы о Петербурге зарубежных авторов» премии удостоена книга французской исследовательницы Евы Бернар «Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и Городская дума в Санкт-Петербурге. 1894 – 1914» (она есть в русском переводе), диплома – труд польского историка Бартоломея Гарчика «Петербург. Нерусская история города. 1703 – 1917» (пока еще не переведен).
Анциферовских премий за общий вклад в современное петербургское краеведение удостоены историк, краевед и экскурсовод Ирина Лисаевич и доктор архитектуры Маргарита Штиглиц. За вклад в издание литературы о Петербурге премии вручены издательствам «Серебряный век» и «Остров». Лучшим интернет-ресурсом по истории Петербурга по итогам конкурса признан сайт «Зеленогорск» terijoki.spb.ru.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5710) от 27.05.2016.
Комментарии