Только на сайте

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри под руководством генерального директора газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Бориса Грумбкова определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучших исследовательских работ.  Ниже мы публикуем текст одной из отмеченных жюри работ (в сокращенном виде).

Л.М. Старокадомский | Иллюстрация ixpert/shutterstock.com

Иллюстрация ixpert/shutterstock.com

VI региональная олимпиада по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга

ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Вторая Санкт-Петербургская Гимназия 
Выполнил работу: Леонид Леусенко, 8 класс

Леонид Михайлович Старокадомский, выпускник Второй Санкт-Петербургской гимназии, участник «Экспедиции века»

В прошлом году я  был на просмотре  документального фильма Владимира Непевного «ГЭСЛО. «Исчезнувшая» экспедиция» (2015 год, СевЗапкино при поддержке Министрества культуры РФ) в кинотеатре «Родина». «ГЭСЛО» - в этой аббревиатуре из пяти букв зашифрована одна из самых ярких и «закрытых» страниц в истории русской Арктики. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, осуществленная в начале ХХ века с 1910 по 1915 годы, совершила последнее на нашей планете  великое географическое открытие - открыла Северную Землю, тем самым увеличив территорию России на 36 700 кв. км, и первая прошла Северным морским путем с востока на запад, из Владивостока в Архангельск, перезимовав у мыса Челюскина. Руаль Амундсен в 1914 году писал: «…. в мирное время эта экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира». Поэтому в названии моей работы присутствуют слова «Экспедиция века». Однако это событие не получило в свое время достойной оценки из-за начавшейся Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России.

Во время  просмотра фильма я услышал знакомую мне фамилию: Старокадомский. Я уже знал, что это известный выпускник Второй Санкт-Петербургской гимназии, в которой я учусь, а также то, что в архипелаге Северная Земля есть остров Старокадомского. Но именно из фильма мне стало известно, что он был участником знаменитой Гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан в 1910-1915 годы в качестве судового врача на ледоколе «Таймыр». 

Заинтересовавшись Леонидом Михаловичем Старокадомском, я стал искать информацию о нем.  Обратившись в Мемориальный музей Гимназии я нашел книгу И.Д. Смилевца И.Д. «Дороги к неизвестным островам», посвященную Старокадомскому. Но стоит отметить, что мне встретились противоречия в сведениях о Леониде Михайловиче Старокадомском в прочитанных мною интернет-материалах и в вышеупомянутой книге. Мне захотелось разобраться, побольше узнать об этом легендарном человеке, проследить его жизненный путь, узнать о годах его учебы в Гимназии, о петербургских адресах, и, особенно об  участии Л.М. Старокадомского
в ГЭСЛО  и сегодняшнем состоянии открытого ГЭСЛО Северном морском пути.

Мой интерес к этому человеку вызван и некоторыми совпадениями: я также как и Леонид Михайлович Старокадомский родился 8 апреля, только 128 лет спустя, меня также зовут Леонид и я тоже учусь во Второй Санкт-Петербургской гимназии и интересуюсь географией.

Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, состоит в том значении, которое в настоящее время уделяется Северному морскому пути, как важнейшей морской магистрали нашей страны, в связи с наличием  гигантских запасов углеводородов на шельфах Баренцева и Карского морей, и самому кратчайшему пути из Азии в Европу. Но первопроходцами  Северного морского пути были отважные участники ГЭСЛО, исследователи Арктики, в числе которых был Леонид Михайлович Старокадомский.

Цель моей работы заключается в воссоздании биографии и деятельности Леонида  Михайловича Старокадомского, а также его участии в  Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1910-1915 годах.

Проанализировав собранные мной источники, я поставил перед собой следующие задачи исследования:
1. Изучение биографии Л.М. Старокадомского.
2. Выявление петербургских  адресов мест жительства и деятельности Л.М. Старокадомского.
3. Изучение истории Второй Санкт-Петербургской гимназии и Военно-медицинской академии на основе архивных материалов
и литературы, относящихся к периоду обучения Л.М. Старокадомского.
4. Проследить историю открытия Северного морского пути Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана в 1910-1915 годах (ГЭСЛО).
5. Выявить роль Л.М. Старокадомского в ГЭСЛО.
6. Выяснить значение Северного морского пути как транспортной магистрали России в настоящее время.
В своей работе я пользовался различными источниками: книгами, архивными материалами и электронными ресурсами.

Информацию о семье Старокадомского я нашел в уже упомянутой мной книге И.Д. Смилевца «Дороги к неизвестным островам». Однако в этой книге не было информации о годах его учебы в Гимназии и мой научный руководитель посоветовал мне обратиться к  документам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. При помощи моей мамы я ознакомился с фотографиями архивных документов и узнал информацию   об успеваемости  Л.М. Старокадомского во время учебы в  Гимназии, прочитал прошение его отца о приеме в число гимназистов, выявил адрес проживания семьи Старокадомских в Петербурге. 

Учитывая, что Леонид Михайлович Старокадомский был военным моряком, я предположил,  что сведения о нем могут быть в  Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГА ВМФ). Именно из документов РГА ВМФ мне стал известен послужной список Сатрокадомского. Из книги И.Д. Смилевца «Дороги к неизвестным островам» я уже знал о том, что Л.М.Старокадомский был членом Русского географического общества, однако не был известен ни год поступления его в члены РГО, ни его заслуги. Я обратился к заведующей Научным архивом Русского географического общества Матвеевой Марии Федоровне, которой совершенно случайно  попалась на глаза Анкета переучета членов Государственного географического общества за 1932 год,  заполненная собственноручно Старокадомским.

Маршрут ГЭСЛО мне удалось написать на основе прочтения книги Н.И. Евгенова, В.Н. Купецкого В.Н. «Экспедиция века» и книги Л.М. Старокадомского  «Пять плаваний в Северном Ледовитом океане». Книга Л.М. Старкадомского  уникальна, она представляет собой как бы его дневник, в котором записано все, что происходило в экспедиции. В ней отражены и героизм русских моряков и история открытия новых земель, человеческие страсти, благородство, трагедии, в ней подробно рассказывается о самом горьком периоде путешествия – вынужденной зимовке кораблей с 1914 по 1915 год.   

Сведения о петербургских адресах, связанных со Старокадомским, обнаружены в книге И.Д. Смилевца «Дороги к неизвестным островам», а также в архивах, в том числе я обнаружил и ранее неизвестный адрес: Казанская улица, дом 20, квартира 10, указанный в прошении отца Леонида Старокадомского о приеме его в Гимназию.  Первоначальную информацию о находящихся по этим адресам  домах  я нашел на сайте www.citywalls.ru (Архитектура Петербурга), затем об улицах в  Большой топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга, в книге «Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной», книге   Аксельрода В.И., Гусевой А.В. «Вокруг Финляндского вокзала. Путеводитель по Выборгской стороне».  Об истории освоения и сегодняшнем состоянии Северного морского пути сегодня мне удалось узнать из статьи В.И. Боярского  «Северный морской путь – летопись географических открытий в Арктике. История изучения и освоения Арктики – от прошлого к будущему» и из статьи Лукьянова  С.А. «Северный морской путь: проблемы и перспективы.  

Глава I. Основные этапы жизни и деятельности Л.М. Старокадомского
1.1. О семье и  учебе  Л.М. Старокадомского во Второй Санкт-Петербургской Гимназии   

Леонид Михайлович Старокадомский родился 8 апреля (27 марта) 1875 года в городе Саратове. В Нерукотворно-Спасской (Сергиевской) церкви города Саратова  за 7 апреля 1875 года имеется актовая запись о крещении младенца Леонида, родившегося 27 марта в семье Михаила Алексеевича и Ольги Федоровны Старокадомских. В этой записи отец новорожденного значится как личный дворянин.

Фамилия Кадомский восходит к названию города Кадом Рязанской губернии. В XV веке Старый Кадом был покинут жителями вследствие разрушительных разливов реки Мокши.

Как уже было отмечено, отец Л.М. Старокадомского - Михаил Алексеевич был личным дворянином. Личное дворянство – дворянское звание, которым лицо пользовалось пожизненно, не передавая своему потомству.

Михаил Алексеевич Старокадомский был сыном священнослужителя. По окончании Тамбовской Духовной семинарии поступил на службу в Саратовскую Губернскую Посредническую комиссию, в 1878 году стал Губернским секретарем. В «Табели о рангах» от 24 января 1722 этот чин упоминается как гражданский чин 11 класса. В 1879 году Саратовскую Губернскую Посредническую комиссию закрыли и всех служащих вывели за штат.

Мать Леонида Михайловича Старокадомского,  Ольга Федоровна, была дочерью князя Кугушева. В семье Старокадомских было четверо детей. Родители Леонида Старокадомского переехали из Саратова в Санкт-Петербург примерно в 1883 году.

Леонид Михайлович поступил на учебу во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию в 1884 году. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга найдено прошение от 21 июля 1884 года  Михаила Алексеевича Старокадомского, который указывает себя в качестве  «отставного коллежского секретаря»,   о зачислении  своего сына Леонида Старокадомского в гимназию в качестве приходящего ученика. В этом прошении указано, что он приготовлялся к поступлению и обучался дома.

Воспитанники  Второй Санкт-Петербургской гимназии  делились на  пансионеров, полупансионеров и приходящих, а также на  своекоштных и казенных. Своекоштные и казенные пансионеры  жили совершенно отдельно, на разных  половинах. Встречались только в классах и во время обеда.  Казенные пансионеры резко отличались от своекоштных и в одежде – их одевали хуже и в поведении.

Своекоштные ученики – это ученики, находящиеся на собственном содержании, не пользующиеся казенным коштом.

В Общем списке учеников Второй Санкт-Петербургской гимназии за 1886 год, находящемся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (далее – ЦГИА),  указаны следующие категории пансионеров гимназии: пансионеры Государя Императора, пансионеры Святого Митрополита Сестренцевича-Богуша, пансионеры Статс-Секретариата Великого княжества Финляндского, пансионеры Ведомства Учреждений императрицы Марии, пансионеры Кабинета Его Императорского Величества.

В общем списке учеников Второй Санкт-петербургской гимназии в качестве  приходящего ученика с августа 1884 года  числится воспитанник Леонид Старокадомский.  Ему тогда было 9 лет. Также он указан в общем списке учеников Второй Санкт-Петербургский гимназии на 1886 год  под № 147  в числе приходящих и своекоштных учеников. Таким образом, Леонид Стракадомский в гимназии не жил, приходил только на уроки. Следует отметить, что в вышеуказанном  Общем списке учеников  содержится запись о том, что от оплаты за обучение Леонид Старокадомский освобожден, при том, что  для остальных учеников плата установлена в размере около  30 рублей.

В Общем списке учеников Второй Санкт-Петербургской гимназии на 1887 год в числе приходящих учеников подготовительного класса указан Старокадомский Вячеслав, по-видимому, брат Леонида Михайловича.

Согласно Уставам учебных заведений от 19 ноября 1864 года и от 30 июля 1871 года в России существовали два типа гимназий – классические и реальные. Выпускники реальных школ не могли стать студентами университета. Вторая Санкт-Петербургская гимназия существовала как классическая, в ней преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и словесность, латынь и греческий, математика, физика и космография, история, география, естественная история, немецкий и французский языки, чистописание, рисование и черчение. Необязательными предметами оставались гимнастика, пение, музыка и танцы.

В приготовительные классы, которые теперь должны были быть при каждой гимназии, принимались мальчики от 8 до 10 лет, знавшие «первоначальные молитвы» и умевшие читать и писать по-русски, а также считать до тысячи, складывать и вычитать. В первый класс гимназии можно было поступать в возрасте 10-13 лет, во второй – 11-14, в третий – 12-15 и в четвертый 13-16 лет. Чтобы быть зачисленным в гимназию, будущий первоклассник должен был знать основные молитвы; уметь хорошо читать и иметь некоторый навык в письме; знать два-три стихотворения; желательно уметь читать и списывать с книги немецкие и французские тексты; знать нумерацию до 10000, таблицу умножения, уметь решать в уме задачи на сложение и вычитание двухзначных чисел и письменно в пределах 10000.

Во Вторую гимназию принимались преимущественно дети дворян и чиновников. В 1887 году министром просвещения России был  издан доклад  «О сокращении гимназического образования», более известный как «Циркуляр о кухаркиных детях» (хотя кухарки там и не упоминались). Министр рекомендовал директорам гимназий и прогимназий при приеме детей в учебные заведения создать условия, чтобы освободить их от поступления «в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Идея состояла в том, чтобы ограничить возможность представителей «неблагородных» слоев населения перемещаться в разночинцы и студенты, которые рассматривались как основная движущая сила революционного движения.

В 1868 году педсовет гимназии выработал «Инструкцию о взысканиях». Проступки учеников делились на две категории: против гимназических правил и являющиеся «следствием испорченной воли и нравственности». Первые считались не слишком тяжкими, к ним относились: опоздания, пропуск уроков, несоблюдение формы и т.п.

А вторые, по мнению преподавателей, требовали серьезных исправительных мер. Это «сопротивление приказаниям, неуважение и оскорбление, нанесение кому-либо вреда, обман, подлог, неуважение к церкви и религии».

В соответствии с Инструкцией взыскания во Второй Санкт-Петербургской гимназии применялись следующие: выговор, внесение проступка в недельное свидетельство, отделение виновного от товарищей, задержание после уроков под надзором дежурного воспитателя на 1 час, заключение в карцер, приглашение в гимназию в праздничные дни на три часа с помещением
в отдельный класс.

Леонид Старокадомский окончил гимназию в 1894 году.  В Центральном государственном историческом архиве  Санкт-Петербурга в деле «Об испытаниях зрелости» найдена следующая характеристика на Леонида Старокадомского: «Способный, трудолюбивый  юноша, благодаря этим качествам, он достигал удовлетворительных результатов, хотя нужда заставляла его заниматься частными уроками, поглощавшими значительную часть свободного времени.  Во все время пребывания своего в Гимназии был отличного поведения. В политическом отношении благонадежен.».

В Списке учеников Гимназии подвергшихся испытаниям зрелости в 1894 году указаны следующие оценки Леонида Старокадомского по предметам: Закон Божий – 5, Русский язык и словесность – 3, Логика – 3, Латинский язык – 3, Греческий язык – 3, Математика – 3, Физика – 3, История – 3, География – 3, Французский язык – 5. Средний бал – 3 и 4/10. 

В Аттестате зрелости Л.М. Старокадомского  содержится запись о том, что поведение его за 10 лет учебы в Гимназии было отличное, «прилежание постоянное, любознательности особой к какому-либо предмету не обнаружено». 

В письме директора Гимназии на имя Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа указано,  что Леонид Старокадомский изъявил желание поступать в Военно-медицинскую академию. Директором Гимназии во время его учебы в Гимназии   был Капитон Иванович Смирнов, тайный советник и кавалер нескольких орденов.

1.2. Учеба в Императорской Военно-медицинской академии

1 июня 1894 года Леонид Старокадомский подал прошение о зачислении его в Военно-медицинскую академию. Военно-медицинская академия – старейшая среди военных и медицинских высших учебных заведений нашей страны.

18 (29) декабря 1798 года Павел I подписал Указ о строительстве  особого здания для врачебного училища и учебных театров. На основании данного указа официальное существование Военно-медицинской академии  считается с 1798 года.

С 1881 года академия именуется  Военно-медицинской.  В 1808 году императором Александром  I  академия возведена в ранг «первых учебных заведений Империи»: она получила права Академии наук, ей разрешено избирать своих академиков и она стала именоваться Императорской.

Необходимый для поступления в Академию образовательный ценз соответствовал курсу средних учебных заведений и семинарий.  Поступающие держали проверочное испытание по математике, физике, русскому и латыни. При чем, окончившие гимназию представляли лишь гимназический аттестат, поэтому проверка проводилась лишь в отношении тех, кто не имел никаких аттестатов. Обучающиеся в Академии распределялись на трех отделениях – медицинском, ветеринарном и фармацевтическом и подразделялись на студентов и вольнослушателей. Общее число студентов на первом курсе доходило до 300, а на последнем падало до 100 с лишним. Все учащиеся разделялись на несколько разрядов. Казенные или казеннокоштные жили в академическом здании в номерах, по четыре в каждой комнате.  Они получали стол, одежду и книги из казны.  Некоторые имели возможность платить за свое обучение и содержание, они тоже жили в казенном здании и назывались пансионерами. Несколько человек  получали стипендии различных ведомств и частных лиц  и официально носили название стипендиатов. С 1 сентября 1861 года общежитие было закрыто, и находившиеся там студенты перешли на частные квартиры. С этого времени казеннокоштные студенты получали в год  200 рублей, с 1863 года – 300 рублей. Число студентов, получивших звание стипендиатов, сократилось до 50.

В книге Г.Н. Скориченко «Императорская Военно-медицинская академия» (исторический очерк) сказано следующее:  «Так как  студенты считаются состоящими на государственной службе, то они свидетельствуют в способности к военно-медицинской службе, а затем приносят присягу; время, проведенное  в академии, зачисляется в сроки выслуги по службе. Учащиеся находятся в ближайшем ведении штаб-офицеров и их помощников. По окончании курса лекари определяются на службу на срок, по расчету полутора лет за год пользования правами студента».

К числу стипендиатов относился и  Леонид Михайлович Старокадомский, который  получал стипендию от военного ведомства с 1894 по 1899 год и обязан был отслужить определенный срок на военной службе.

В Российском государственном архиве Военно-морского флота найден  Послужной  список младшего врача 12 флотского экипажа  лекаря Старокадомского, составленный 28 августа 1903 года,  из которого следует, что  за пользование в Академии стипендией военного ведомства Старокадомский был обязан прослужить четыре года и десять с половиной  месяцев в военном ведомстве.

Большинство студентов бедствовало и немало лишений выносил студент, прежде чем заканчивал Академию.  Поэтому до конца обучения добиралась едва одна треть поступивших на первый курс.

Занятия в академии шли весь день. Лекции продолжались от 8 до 3 часов дня. С 4 или с 5 часов проходили практические занятия в лабораториях, кабинетах и клиниках. Студентов Академии различали по форме, введенной еще при Николае I. У студентов медицины и фармацеи она была из сукна зеленого цвета, а у ветеринарного – синего.

В 1899 году Леонид Старокадомский получил в Императорской военно-медицинской академии диплом «лекаря с отличием». Выпускникам академии вручали знак для врачей, имеющих степень лекаря, утвержденный 15 февраля 1897 года. Знак  этот носили военные врачи, окончившие не Академию, а медицинские факультеты университета. Знак золотой, представляет собой двуглавого орла, обвитого снизу полувенком. Внизу знака – гиппократова чаша и ползущие к ней две змеи. Чаша и змеи покрыты голубой эмалью. Этот знак носили на левой стороне груди.

1.3. Служба

Из Послужного  списка младшего врача 12 флотского экипажа  лекаря Старокадомского, составленного 28 августа 1903 года, находящегося в Российском государственном архиве Военно-морского флота, удалось узнать, что в 1899 году  Старокадомский  высочайшим приказом по военному ведомству и чинах гражданских  за № 50 определен на службу в 7-ой Ревельский пехотный полк младшим врачом.

В этот период Леонид Михайлович Старокадомский уже был женат на Анне Элизе Ивановне Госсъ,  домашней учительнице, евангелическо-лютеранского вероисповедания. В браке у них было двое детей – Екатерина (1898 года рождения) и Михаил (1901 года рождения).

В апреле 1900 года прикомандирован для несения службы в Брест-Литовский госпиталь. 1903 года высочайшим приказом по Морскому ведомству  и чинам гражданским переведен в морское ведомство и  откомандирован в Кронштадтский морской госпиталь. В апреле 1903 года в госпитале с Леонидом Старокадомским произошел роковой случай. Когда понадобилось в полевых условиях вскрывать тело умершего  солдата, молодой врач произвел операцию, но трупный яд попал в ранку на его левой руке. Чтобы сохранить жизнь Старокадомскому  ампутировали руку по локоть. Старокадомскому было тогда 28 лет. Казалось, с  практической медициной было покончено.

Но Леонид Михайлович разработал специальные манипуляции, чтобы оперировать  одной рукой и молодой доктор остался на флоте. После подписания Портсмутского мирного договора 23.08.1905 из  Японии на Родину возвращались  русские военнопленные. Старокадомский участвовал в медицинской комиссии по их освидетельствованию.

В 1909 году Л.М. Старокадомский защитил докторскую диссертацию на тему «К вопросу об экспериментальном артериосклерозе», ему присуждено звание профессора.

В 1910-1915 годах участвовал в качестве старшего врача в Гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», возглавлявшийся Б. А. Вилькицким. Был назначен судовым врачом на ледокол «Таймыр». 

В период первой мировой войны Л.М. Старокадомский - младший, затем старший врач 1-го Балтийского флотского экипажа; с 1916 года - заведующий санитарной частью управления постройки Мурманской железной дороги и морских баз.

В период гражданской войны, в 1918-1920 годах был санитарным инспектором Архангельского военно-морского порта, в 1921 году - главным санитарным инспектором Рабоче-Крестьянского Красного флота.

С 1922 года - начальник морского санитарного отдела.

В Архиве Русского географического общества обнаружена Анкета переучета членов Государственного географического общества, заполненная собственноручно Леонидом Михайловичем Старокадомским, в которой указано: «в 1930 году  плавал в Северном ледовитом море на  пароходе «Персей» в составе комиссии по изучению действия термита на морской лед; в 1932-1933 годах состоял начальником санитарной части Северной Полярной экспедиции Наркомвода; в 1934 году состоял старшим врачом экспедиции дирижаблестроения по оказанию помощи группе Шмидта О.Ю., а затем старшим врачом зимующих судов 2-й Колымской экспедиции Наркомвода……. В 1925 году избран в действительные члены Поялрной комиссии Академиии наук СССР».
С 1936 года работал в Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии водного транспорта Минздрава СССР.

Скончался Л.М. Старокадомский 27 января 1962 года в возрасте 87 лет, похоронен на Введенском кладбище в Москве рядом с сыном Михаилом Старокадомским (1901-1954), известным композитором. (Михаил Леонидович Старокадомский автор музыки  детской песенки «Мы едем, едем, едем»).

Заслуги Л.М. Старокадомского были отмечены многочисленными наградами.

В Российском государственном архиве Военно-морского  флота найден Наградной  лист  старшего врача Управления строительных работ Морского Министерства в Беломорском и Мурманском районах, коллежского советника Леонида Михайловича Старокадомского, состоящего в чине с февраля 1915 года, он был награжден:

  • Орденом Святого Владислава 4 степени, 12.11.1915;
  • Орденом  Святого Станислава 3 степени в 1906 год;
  • Орденом  Святой Анны 3 степени в 1912 году;
  • Орденом  Святого Станислава 2 степени в 1913 году.

Капитаном первого ранга Рощановским и заведующим Гужевой перевозкой Сорока-Кандалакша Шидловским сделаны представления к производству в чин статского советника за отличие во время работ по гужевой перевозке Сорока – Кандалакша зимою 1916, в апреле 1916.

Согласно письма Управления санитарной частью Флота Мосркого Министерства от 30.10.1917 № 12203 старший врач Управления базстройки Старокадомский произведен в чин статского советника приказом по Армии и Флоту от 29.09.1917 № 661.

За свою научную деятельность Л.М. Старокадомский опубликовал в отечественной  литературе около 130 статей, из них более 80 научных работ по морской гигиене и санитарии, гидробиологии полярных морей.

О наградах Л.М. Старокадомского в советское время автор намерен уточнить в дальнейшем.

1.4. Петербургские адреса

Первый адрес Л.М. Старокадомского, который  удалось выявить  – это Бассейная улица, дом 2. Как известно, эта улица расположена в центральной части Санкт-Петербурга и проходит от Литейного до Греческого проспекта. Улица возникла в первой трети XVIII века и вела к бассейнам, отрытым для подачи воды к фонтанам Летнего сада, отсюда и ее  название -  Бассейная, которое она носила  с 1796 до 1922 года.  Современное название улица получила в 1922 году в честь великого русского поэта  Николая  Алексеевича Некрасова (1821-1878), который жил в этом  доме с 1857 по 1877 год и размещались редакции журналов «Современник» и «Отечественные записки». Теперь в этом доме  находится мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова.

Дом на Бассейной ул., 2 (Литейный пр., 36) построен в 1781-1782 годах для П. В. Неклюдова, председателя петербургской палаты гражданского и уголовного суда, затем обер-прокурора Сената. В 1790 году дом приобрел купец Н. Н. Басков, отсюда и название расположенного рядом Баскова переулка.  Затем владельцы менялись. С 1864 года владельцем дома стал статский советник и редактор газеты «Голос» Андрей Александрович Краевский (1810-1889).

Фольклорное  название дома «Пять Николаев» по числу мемориальных досок на фасаде дома (Николаю Некрасову, Николаю Фигнеру, Николаю Добролюбову,  Николаю Чернышевскому,  Николаю Пирогову).

Следующий адрес Санкт-Петербурга, связанный с Леонидом Михайловичем Старокадомским, который удалось установить – это Казанская улица, дом 20, квартира 10 (адрес ранее был неизвестен).  Именно этот адрес указан в прошении о принятии Леонида Старокадомского во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию. В прошлом это был доходный дом. Построен он был в 1800 году в стиле классицизм.

Еще один  петербургский адрес, связанный с Л.М. Старокадомским – это Казанская улица, дом 27, - адрес, где располагалась и расположена сейчас  Вторая Санкт-Петербургская гимназия, в которой учился Старокадомский (угол Казанской улицы и переулка Гривцова) с 1884 по 1894 год. Только названия улиц были  другие: Казанская улица называлась Большой Мещанской, а переулок Гривцова – Демидовым переулком.

Здание старейшей Гимназии Санкт-Петербурга на Казанской улице, дом 27, с фасадом, выполненным по проекту Алоизия Руска и украшенным колонным портиком в стиле ампир, хорошо известно. Гимназия заняла перестроенное здание бывшего губернского управления (ранее дом католического митрополита Богуша - Сестренцевича). Длинное серое здание Гимназии с колоннами было перестроено по проекту архитектора Л.П. Шишко  в 1913 году.  Здание Гимназии является памятником истории и культуры Санкт-Петербурга, находится под государственной охраной.

После окончания гимназии Леонид Михайлович Старокадомский поступает в Императорскую военно-медицинскую академию, которая располагалась на Нижегородской улице, дом 6 (в настоящее время улица Академика Лебедева, дом 6). Улица Академика Лебедева  проходит от Литейного проспекта до Финляндского вокзала. В XVIII – первой половине  XIX века ее именовали Морской улицей, так как здесь находился Петербургский морской госпиталь. В 1858 году улица стала Нижегородской. В связи с 75-летием со дня рождения выдающегося советского химика, основоположника промышленного способа получения синтетического каучука, академика Сергея Васильевича Лебедева (1874-1934) Нижегородская улица  в октябре 1949 года была переименована в улицу Лебедева. Здесь в доме № 10 ученый жил с 1924 по 1934 год.

Здание Военно-медицинской академии было построено по проекту архитектора Антонио Порто, а после его смерти достроено русским архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным в 1798-1809 годах. Постройка здания началась в 1798 году на основании Указа Императора  Павла I для размещения Медико-хирургической академии. Император торопил строителей, поэтому приходилось работать очень быстро. Постройку начали зимой. Фундамент клали на мерзлую землю и заливали горячей водой.  Однако злые языки обвинили строителей и архитектора  воровстве денег, выделенных на строительство. А. Порто,
не жаля смириться с несправедливым обвинением, покончил жизнь самоубийство.

Следующий известный мне адрес Санкт-Петербурга – это город Кронштадт, ул. Восстания, дом 2.  По этому адресу располагался Кронштадтский морской госпиталь в настоящее время – Федеральное государственное учреждение здравоохранения  «35 военно-морской госпиталь им. Н.А.Семашко», в котором работал врачом Л.М. Старокадомский с 1903 года по 1909 год. Здание госпиталя построено архитектором Эдуардом Христиановичем Анертом в 1833-1840 годах, является памятником архитектуры федерального значения.

Представим себе каким был госпиталь, когда в нем служил Л.М. Старокадомский. Это было каменное здание, состоявшее из трехэтажных корпусов, расположенных в виде буквы «Н». Госпиталь был рассчитан на две тысячи коек. В каждом этаже этих корпусов имелся один центральный коридор, по обе стороны которого расположились палаты. Эти коридоры так высоки и так просторны, что напоминают собою помещения современного метрополитена. В госпитале лечились не только моряки. Долгое время были здесь и женские, и детские отделения, так как в городе других больниц не существовало. Кронштадский госпиталь был последним словом в области госпитального строительства той поры.

Еще один адрес Санкт-Петербурга, связанный с деятельностью Л.М. Старокадомского – это адрес места нахождения Русского географического общества, членом которого является Л.М. Старокадомский.  В архиве Русского географического общества обнаружена анкета  переучета членов Государственного географического общества за 1932 год, датированная 12 ноября 1934 года, в  которой указано, что Л.М. Старокадомский является членом Государственного географического общества с мая 1924 года. Личный адрес Старокадомского указан следующий:  Москва, Сытнинский переулок,  дом 5/10, кв. 13.

Русское географическое общество  располагается по адресу: Санкт-Петербург, переулок Гривцова, дом 10. Переулок Гривцова возник в XVIII веке. Первое наименование - Малая Сарская улица, связано с тем, что улица являлась началом дороги в Царское Село. С 1772 года называлась Конный переулок, дано по конным площадкам на Сенной площади (место торговли лошадьми). В 1778 году часть улицы на участке от реки Мойки до канала Грибоедова переименовывается в Демидов переулок, по фамилии владельца домов № 1 и 5 коллежского советника А. Г. Демидова. С 16 апреля 1887 года оба переулка были объединены под общим названием Демидов переулок. Современное название переулок Гривцова получил 15 декабря 1952 года, в честь А. И. Гривцова, военного шофера, участника обороны Ленинграда, Героя Советского Союза. Указанное здание РГО, построенное в 1907-1909 годах по проекту архитектора Гавриила Васильевича Барановского, является памятником истории и культуры Санкт-Петербурга.   В архиве РГО хранятся научные труды Старокадомского и фотографии, сделанные им во время ГЭСЛО.

Глава II.  «Экспедиция века» и Л.М. Старокадомский
2.1. Значение Гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан (ГЭСЛО) для России в начале XX века

С особой остротой необходимость использования Северного Морского пути возникла в связи с поражением России в Русско-японской войне.

2 апреля 1907 года товарищ морского министра представил Николаю  II доклад с обоснованием необходимости продолжения и расширения гидрографических работ на трассе  Северного морского пути. Причем, для увеличения вероятности получения положительной резолюции царя составители и докладывавший включили в доклад утверждение о том, что  решение проблемы даст « … возможность в каких-либо 9-10 дней перебросить наши боевые силы в Тихий океан». Такая великолепная перспектива царю понравилась и на докладе появилась необходимая резолюция, по которой были отпущены кредиты и вопрос возобновления работ Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана был разрешен. 

Л.М. Старокадомский писал: «Северный морской путь – это соединение Атлантического и Тихого океана через северные моря. Вопрос этот тесно связан с изучением сибирского побережья Ледовитого океана, нанесением на карты правильных очертаний береговой линии и определением большого числа глубин моря, так как без этих данных плавание становится чрезвычайно опасным и даже невозможным. Чрезвычайно важно выяснить ….. распределение и движение льдов, морские течения, господствующие ветры и другие атмосферные движения».

В 1908 году  Совет Министров России признал необходимым «в возможно скором времени связать устье Лены и Колымы с остальными частями нашего Отечества как для оживления этого обширного района Северной Сибири, отрезанного ныне от центра, так и для противодействия экономическому захвату  этого края американцами, ежегодно посылающими туда из Аляски свои шхуны для меновой торговли с прибрежным населением».  

О необходимости организации экспедиции пишет и  Л.М. Старокадомский: «Особенно тревожным было положение на самом крае русской земли – на Чукотке и Камчатке. Здесь бесконтрольно бесчинствовали иноземные, главным образом, американские торговцы-хищники. Они беспощадно истребляли китов, моржей, котиков, завязывали грабительскую меновую торговлю с чукчами и эскимосами. Не было такой подлости, которую не использовали бы предприимчивые иноземцы, чтобы грабить местное население».

В целях создания проекта экспедиции  была организована две комиссия под председательством начальника Гидрографического управления морского ведомства, известного гидрографа А.И. Вилькицкого, который пригласил участвовать в организации проекта экспедиции А.В. Колчака. 

Об особенностях мореплавания по Северным морским морям имелось смутное представление. Ни на севере и на северо-востоке не было  портов,  радиоточек, маяков. О картах и лоциях только мечтали. Северный морской путь был в полной мере «Mare incognitum».

Для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана предусматривалась постройка специальных гидрографических ледокольных судов, получивших в дальнейшем названия «Таймыр» и «Вайгач». Ледоколы были построены на Невском судостроительном заводе. «Таймыр» был спущен на воду 25.05.1909, а «Вайгач» 24.05.1909.

Наблюдающими за постройкой судов были назначены капитан 2-го ранга Ф.А.Матисен и капитан-лейтенант А.В. Колчак.

Отличительной чертой ГЭСЛО было то, что исследования не замыкались на чисто гидрографических работах (описания берегов, промерах), астрономических и гидрометеорологических наблюдениях. Экспедиция и не оставила без внимания другие разделы естественных наук – гидрологию, метеорологию, геологию, биологию. А.И. Вилькицкий писал: «Гидрографическое обследование морей имеет своей целью не только составление морских карт данного водного пространства, но и собрание материалов для лоций, которые для плавания являются таким же важным пособий, как и карта. Значительная часть лоций состоит из сведений физико-географического характера о данном районе, а именно: ветры, течения, температура и соленость воды, ее цвет, колебания уровня и другие данные. Исследования последних 15 лет показали, что изучение биологического характера вод имеет также немаловажное значение для гидрографических целей, так как жизнь растительная и животная тесно связана с физическими свойствами воды и поэтому при изучении биологических условий попутно получаются ценные указания для гидрографии.

2.2. Основные сведения о ГЭСЛО

ГЭСЛО осуществлена в 1910-1915 годы. Последовательно было совершено пять плаваний.

1 плавание (в Беринговом и Чукотском морях в 1910 году): 16 июля 1910 года  суда прибыли во Владивосток. 30 августа «Таймыр» и «Вайгач», получив разрешение на выход в море, снялись с якоря, вошли в пролив Лаперуза, к вечеру вышли в Охотское море. 4 сентября легли вдоль берега камчатского полуострова. Первая остановка была в Авачинской бухте на Камчатке, Петропавловск.  6 сентября взяли  курс на залив Провидения. Остановились в бухте Эмма. 13 сентября, приняв  уголь с транспорта «Аргунь» и пополнив запасы пресной воды,  суда вышли из залива Провидения и двинулись к мысу Дежнева, вошли в Ледовитый океан и остановились у небольшого эскимосского селения Уэлен. В 30 км от Уэлена встретился сплоченный лед. 3 октября ледоколы «Вайгач» и «Таймыр» отправились в обратный путь во Владивосток, куда прибыли 3 ноября.

Результаты: экспедиция приобрела опыт плавания в Ледовитом океане. На карту были нанесены несколько ранее неизвестных глубин возле Берингова пролива. Были собраны образцы придонных и планктонных животных.

2 плавание (в Чукотском и Восточно-Сибирском морях в 1911 году): 4 августа «Таймыр и «Вайгач» вышли из порта «Золотой рог» во Владивостоке, прошли  Сангарским проливом (в настоящее время …..) между  японскими островами Хокайду и Хонсю и легли на курс к Берингову проливу. 14 августа шли вдоль берегов Камчатки. 17 августа подошли к берегам Чукотки. 20 августа вошли в залив Провидения и в бухту Эмма.

3 августа снялись с якоря и пошли к мысу Дежнева. Обогнули мыс Челюскина и стали на якорь на южном берегу мыса Дежнева. 24 августа вошли в Ледовитый океан, стали возле селения Уэлен. К вечеру 26 августа стали на якорь у Колючинской губы. Подошли к мысу Северный (в настоящее время мыс Отто Шмидта) и простояли до 31 августа. Стали на якорь у берега Чаунской губы. 3 сентября подошли к мысу Медвежьему в устье Колымы. 8 сентября корабли повернули обратно во Владивосток
и вошли в бухту Золотой рог 28 октября.

Результаты: берег от Берингова пролива до Колымы был заново нанесен на карту с  указанием глубин. Ледокол «Вайгач» первым обогнул остров Врангеля. Установлено  в 11 пунктах астрономически определенных навигационных знаков. Работа экспедиции превратила  данный район Северного морского пути в навигационно обеспеченный для регулярных рейсов транспортных судов. Коллекции фауны, собранные Старокадомским и Арнгольдом были отосланы в Академию наук.

3 плавание (в Чукотском, Восточно-Сибирском  морях и в море Лаптевых в 1912 году): 13 июня вышли из Владивостока и направились к Курильским островам, в стали на стоянку у устья реки Камчатки у небольшого селения Усть-Камчатск, откуда начинали свое плавание Беринг и Чириков. 1 июля двинулись к мысу Африка, трое суток простояли у мыса Говен и направились к мысу Олюторскому. 15 июля зашли в мыс Провидения, в бухту Эмма. 21 июля вышли в Северный Ледовитый океан, направились к мысу Чукочьему, затем взяли курс на самый восточный из Медвежьих островов – остров Четырехстолбовой. «Таймыр» задержался у острова Большого Ляховского затем пришел в бухту Тикси. 17 августа подошел к мысу Святой Нос между устьями Колымы и Лены. 26 августа – в бухте Тикси. Направился к мысу Челюскин, 9 сентября у берега Таймырского полуострова. 23 октября прибыли во Владивосток.

Результаты: измерено 9600 глубин, определено 11 астрономических и 7 магнитных пунктов. Плавание 1912 года первые проложило  морскую дорогу от Берингова пролива к устью Лены, в бухту Тикси.

4 плавание 1913 года: 9 июля покинули Владивосток, вошли в залив Провидения, бухту Эмма, пролив Лаперуза, Охотское море, стоянка в Петропавловске-Камчатском, Анадырьский лиман, Чаунская бухта, остров Котельный и Фаддеевский, на север к островам Новосибирского архипелага, остров Вилькицкого (вновь открытый), остров Беннета, остров Преображения, бухта Марии Прончищевой, мыс Харитона Лаптева, путь к мысу Челюскин, чтобы обогнуть его. В полдень 2 сентября открытие нового острова- Северная Земля, остров Малый Таймыр и острова Старокадомского, 25 ноября возвращение во Владивосток.

Результаты: крупное географическое открытие  - неизвестной суши. Которая носит в настоящее время название – «Архипелаг Северная Земля». Также были открыты: остров Вилькицкого, остров Старокадомского, остров Цесаревича Алексея (в настоящее время Малый Таймыр), губа марии Прончищевой, пролив Бориса Вилькицкого.

5 плавание (в 1914-1915 года): 7 июля вышли из Владивостока, Сангарский пролив, Японское море. 20 июля встали на стоянку в Петропавовске-Камачатском, бухта Провидения. 3 августа «Таймыр» направился на Аляску и встали на стоянку в  Номе. 9 августа «Таймыр» вошел в устье реки Анадарь, 12 августа направился в Берингов пролив. Миновал Новосибирские острова.

18 сентября 1914 года корабли встали на зимовку у мыса Челюскин. «Таймыр» находился на 76 градусов 40 минут северной широты и 10 градусов 30 минут восточной долготы, «Вайгач» в 16 милях от него. Зимовка продолжалась до середины августа 1915 года.

В полдень 16 сентября 1915 года «Таймыр» подходил к городской пристани Архангельска. 16 октября 1915 года Гидрогафическая экспедиция Северного Ледовитого океана была расформирована по условиям военного времени.   

Безусловно, самым важный результат ГЭСЛО состоит в том, что экспедиция подробно обследовала всю трассу северного морского пути с востока на запад и сделала последнее на нашей планете великое географическое открытие- открытие в Северном ледовитом океане архипелага островов, названного впоследствии Северной Землей. Это увеличило территории России на 36 700 квадратных километров и прирастило вокруг этого огромные пространства континентального шельфа, таящего несметные богатства нефтегазовых и других месторождений.

Продвигаясь на север от мыса Челюскин, вблизи края тянувшегося вдоль острова ледяного края, была обнаружена  неизвестная часть суши, которая названа была Землей  Николая II.

Старокадомский в своей статье «Северный морской путь и вновь открытые земли в Ледовитом океане, опубликованной в  «Новом журнале» за 1914 год  пишет: «Само собой напрашивается вопрос, какое же изменение произошло в положении вопроса о Серном морском пути, раз стало известно, что к северу от мыса Челюскин не открытое море, а острова. Несомненно открытие этих островов ухудшает положение вопроса, так как вместо предполагавшегося обширного водного пространства, на котором, да еще и при большой глубине моря, свободно носятся обломки ледяных полей, разламываемых ветрами волнами перед идущим северным морским путем пароходом, оказываются лищь узкие проливы. Пролив между мысом Челюскин и островом Цесаревича Алексея шириной 20-25 морских миль глубок; второй пролив – между этим островом и Землей Николая II, шириной в 25-30 морских миль, не обследовался вовсе. Только этими проливами и может пройти пароход, потому что сама мысль огибать Землю Николая  II кажется нелепой, ибо пришлось бы подниматься за 81 градус северной широты – в область вечного полярного льда».

Оценивая результаты этой экспедиции выдающийся норвежский исследователь Х.У.Свердуп заявил: «Мы имели возможность убедиться, что повсюду, где русская экспедиция считала свои работы законченными, там можно было на них вполне полагаться…. Работа, выполненные обоими ледоколами, поистине заслуживает удивления».

2.3. Участие Л.М. Старокадомского в ГЭСЛО

Как пишет Старокадомский в своей книге «Пять плаваний в Северный Ледовитый океан»  Северный морской путь не пользовался  популярностью  среди моряков. Этим он объясняет то, что состав матросов на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» подобрался случайный. Этим же он объясняет, что судовым врачом на «Таймыре» предложили стать именно ему, «хотя с военной точки зрения, я не был вполне полноценным работником – у меня ампутирована выше локтя левая рука».

Судовым врачом на ледокол «Таймыр» был назначен Леонид Михайлович Старокадомский.

В первом плавании ГЭСЛО врачи экспедиции Л.М. Старокадомский и судовой врач «Вайгача» Э.Е. Арнгольд при съездах на берег собирали биологические и зоологические коллекции. Согласно письму Старокадомского, написанному в марте 1958 года, им в 1910 году были взяты 84 зоологические береговые и морские станции. Материалы, собранные врачами в плавании 1910 года оказались настолько ценными, что Главное гидрографическое управление получило в мае 1911 года за эти сборы специальную благодарность от имени Российской академии наук.

Во время стоянок ледоколов судовыми врачами Старокадомским и Арнгольдом  была  собрана интересная коллекция  для зоологического музея Академии  наук  в виде различных представителей фауны. За годы плавания Старокадомским и Арнгольдом собраны обширные коллекции морских и наземных растений, планктона, образцов горных пород. «Всего взято свыше 400 проб планктона, собрано свыше 3000 насекомых, 500 экземпляров птиц и 25 млекопитающих».
Леонидом Михайловичем Сарокадомским открыт остров, названный впоследствии его именем (78 градусов северной широты,106 градусов восточной долготы).

Об открытии острова Старокадомского в архиве ЦГА ВМФ найдено письмо командира эскадронного эсминца «Летунъ» Бориса Вилькицкого его высокородию Леониду Львовичу Рейтфусу от 13 июня 1916 года № 388/Э, в котором он пишет, что в числе прочих островов, открытых ГЭ СЛО, есть один, обнаруженным доктором Старокадомским во время его пешеходной экскурсии на остров Цесаревича Алексея в 1913 году. «В том году остров был пунктиром нанесен на карту по указанию доктора, а затем в 1914 году при описи «Вайгачем» южного берега Земли Императора Николая II и западной части острова цесаревича Алексея и этот остров был описан.  Среди членов экспедиции он известен как «остров Старокадомского», это название я и предлагаю ему присвоить, рассчитывая в числе прочих мелких названий островов, и представил на утверждение начальнику гидрографического управления одновременно с представлением отчетных карт. Но отчетные карты запоздали. Недостаток средств и людей в связи с расформированием экспедиции не дал мне возможность их закончить зимой, потому я бы был Вам признателен, если бы Вы испросили утверждения начальника Гидрологического управления на наименование острова «островом Старокадомского» и нанести это название на свои карты. Остров лежит в проливе между Землей Императора Николая II и островом цесаревича Алексея.

2.4. Северный морской путь, характеристика и перспективы его развития

Северный морской путь – главная судоходная магистраль России, в Арктике и является основой развития арктической транспортной системы.  Северный морской путь проходит по морям  Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, Берингово море,  Охотское море, Японское море) соединяет  европейские и дальневосточные порты. Протяженность Северного морского пути составляет 5600 км. Северный морской путь до начала XX века назывался Северо-восточный проход.

Выделяют четыре основных маршрута:
    1) Традиционный (прибрежный) – примерно 3 500 миль.
    2) Центральный – 3029 миль (от Карских ворот до Берингова пролива – 2512 миль).
    3) Высокоширотный (севернее Новой Земли, Северной Земли, Новосибирских островов и острова Врангеля) – 2 890 миль.
    4) Околюполюсной – 2 700 миль.

Основные порты Северного морского пути: Дудинка, Диксон, Игарка, Певек, Тикси, бухта Провидения.

Северный морской путь начинается в водах Баренцева моря, а в бухте Провидения заканчивается. Следует отметить, что все моря этой судоходной магистрали отличаются суровым климатом.  В середине июля температура воздуха на побережье Баренцева моря не превышает +7 °C, а зимой опускается до -20 °C. Это море характеризуется частыми штормовыми ветрами. Высота волн достигает 7 метров.

На побережье Карского моря летняя температура воздуха не повышается более +6 °C, а зимняя достигает -28 °C. В летнее время отмечаются северные ветры, которые, как правило, сопровождаются туманами. Зимой они более сильные и частые, нередко переходящие в ураганы.

Еще более суровым климатом отличается море Лаптевых. В северной части его побережья температура в июле +1 °C , зимой она опускается до -34 °C . Ветры слабые. Все моря Северного морского пути отличаются небольшими плюсовыми температурами в летнее время. Восточно-Сибирское море характеризуется среднемесячной летней температурой +7 °C, а зимней — до -33 °C. Моря Северного пути имеют область шельфа, глубины которых — менее двухсот метров. Их дно является подводным продолжением платформенных структур суши. Переходная зона — материковый склон, имеющий глубины от ста восьмидесяти до трех тысяч метров. Характерные особенности этой судоходной магистрали — наличие льдов на всем пути следования транспорта и суровый климат.

В соответствии со статьей 5.1 Кодекса торгового мореплавания под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева
в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Как отмечает профессор В.В. Гаврилов, «столь широкое определение границ акватории СМП объясняется тем, что этот путь не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя свою общую направленность, СМП год от года, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении».

Систематическая эксплуатация Северного морского пути началась в 1935 году. В последующие предвоенные годы успешно решалась задача превращения его в нормально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком. Эту задачу выполняли северные пароходства, ледокольный флот, полярная авиация, речной транспорт, арктические порты и полярные станции. В 1935-1940 гг. по Северному морскому пути было провезено 2,5 млн. т грузов - больше, чем за всю историю арктических плаваний!

С началом Великой Отечественной войны в условиях временной утраты наших западных и южных морских коммуникаций стратегическое значение Северного морского пути еще более возросло. Врагу, несмотря на все попытки, так и не удалось блокировать или прервать эту полярную артерию жизни. Действуя в боевых условиях, морской флот Севера в течение войны доставил на фронт и в тыловые районы Арктики 4,2 млн. т военных и хозяйственных грузов, сотни тысяч воинов, эвакуированных и пассажиров.

В послевоенные годы ежегодный грузооборот Северного морского пути увеличился в несколько раз. Арктический флот пополнился мощными дизельными ледоколами, а затем и атомоходами, способными проводить суда через многолетние льды.
Благодаря вводу в строй атомных ледоколов типа "Арктика", навигация по Северному морскому пути была продлена на 2-2,5 месяца, а в западном секторе стала круглогодичной.

Общий объем ежегодных перевозок по Северному морскому пути в 1980 г. приблизился к 5 млн. т, а в 1987г. - в год максимальных перевозок - достиг 6,5 млн.т. Северный морской путь стал главной жизненной артерией Приполярья, неразрывной частью его экономики, культуры, быта.

Как следует из статьи профессора Е.Ножина «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном… (Северный морской путь (состояние, проблемы, перспективы)» ОБОЗРЕВАТЕЛЬ – OBSERVER № 1-2 (84-85) 1997, с. 15, после развала СССР состояние Севморпути резко ухудшилось.  

Резко упали объемы перевозок,  сломаны сложившиеся в течение многих десятилетий деловые и человеческие отношения арктического флота. Разрушалась береговая инфраструктура, обслуживающая Северный морской путь. Положение Гидрографической и гидрометеорологической служб, находящиеся на прямом бюджетном финансировании, было катастрофическим. Прекратились промеры глубин со дна. Из-за отсутствия горючего и нехватки экипажей вертолетов прекратились полеты на ледовую разведку в западном секторе Северного морского пути. Стояли  на мертвом приколе ледоколы и полярные суда. За невозможностью дальнейшего их содержания, многие проданы на металлолом. Морские порты на трассе Северного морского пути нуждаются в модернизации, значительная часть причалов требует срочного ремонта и реконструкции.

Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.

Проанализировав некоторые источники, следует сделать вывод о выгодах использования Северного морского пути для транзитных перевозок:
1. В среднем через Суэцкий канал время доставки грузов составляет сорок восемь дней, а путь через арктические моря занимает тридцать пять дней. Следовательно, ощутимо сокращаются сроки доставки, экономится топливо, и сокращаются транспортные издержки.
2. Отсутствуют очереди и плата за проход судов (в отличие
от Суэцкого канала), имеется только ледокольный сбор.
3. Отсутствие противоправных действий. Сомалийские и другие пираты у берегов Африки совершают нападения на суда.
4. Нет ограничений на размер судов и тоннаж. (Суэцкий канал допускает продвижение судов не более 20,1 м).

Роль Северного морского пути неизбежно возрастет уже в ближайшие годы, в первую очередь в связи с интенсивным освоением Ямальских месторождений энергетического сырья, а также гигантских запасов углеводородов на шельфах Баренцева и Карского морей.

Заключение

В своей работе я изложил результаты изучения биографии и деятельности Леонида Михайловича Старокадомского, его участия в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1910-1915 годах, значения открытого экспедицией Северного морского пути для России в настоящее время.

Результаты работы:
1. В архивах обнаружены следующие документы:   
   

  • прошение о зачислении, сведения об успеваемости и поведении Л.М. Старокадомского во Второй Санкт-Петербургской гимназии, аттестат зрелости Л.М. Старокадомского;
  • послужной список Л.М. Старокадомского от 1903 года;    
  • приказ о назначении Старокадомского судовым врачом на ледокол «Таймыр»;
  • письмо Б.А. Вилькицкого об открытии острова Старокадомского;
  • письмо о командировании Старокадомского на зоологические станции Неаполя в Океанографический институт для ознакомления с задачами зоогеографического изучения морей и способах консервирования различных видов морских животных;
  • приемные записки, рапорты, переписка, связанная со службой Старокадомского;
  • анкета переучета членов Государственного географического общества за 1932 год.
2. Выявлены петербургские адреса Л.М. Старокадомского:
  • улица Некрасова, дом  2;
  • Казанская улица, дом 20, квартира 10; 
  • Казанская, дом 27 (адрес Второй Санкт-Петербургской гимназии);
  • улица Академика Лебедева, дом 6 (адрес Военно-медицинской академии);
  • Кронштадт, ул. Восстания, дом 2. 
3. Изучена история открытия Северного морского пути  Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана в 1910-1915 годов, участие  Л.М. Старокадомского в ГЭСЛО
4. Составлена карта маршрутов пяти плаваний ГЭСЛО.
5. Изучено значение Северного морского пути для России в настоящее время.
6. Я надеюсь, что данная работа пополнит материалы Мемориального музея  Второй Санкт-Петербургской гимназии.
    Перспективы работы:
    поиск в архивах материалов о студенческих годах Л.М. Старокадомского  и его жизни и деятельности после 1917 года.   

Хочу выразить благодарность моим научным руководителям, заведующей Научной библиотекой Русского географического общества Мангутовой Светлане Дмитриевне,  заведующей архивом Русского географического общества Матвеевой Марии Федоровне за помощь в моей исследовательской работе.


Комментарии