Когда в Петербурге были созданы первые студенческие отряды?
В выпуске газеты от 29 марта было опубликовано интервью Бориса Салова «Песня завтрашнего дня», в котором сообщалось, что первые послевоенные студенческие строительные отряды начали формироваться в 1949 году студентами Кораблестроительного и Педагогического вузов, которые выехали на строительство Подбережской гидроэлектростанции в Волховском районе.
ФОТО pixabay
Хочу подтвердить то, о чем «СПб ведомости» писали раньше: первые в стране строительные студенческие отряды были сформированы годом ранее, то есть в 1948 году, в том числе в Ленинградском политехническом институте (ЛПИ). Об этом свидетельствует мемориальная доска в вестибюле ЛПИ, ныне Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, установленная в феврале 2018 года. В церемонии открытия участвовал научный руководитель вуза академик РАН Юрий Васильев, который, кстати, сам был участником стройотрядов.
Первоначально они формировались из студентов электротехнических факультетов, поскольку возводить предстояло небольшие сельские ГЭС. Они были необходимы для снабжения электроэнергией разоренной войной Ленинградской области.
Первый стройотряд — он был создан по инициативе аспиранта электромеханического факультета Соломона Шура — летом 1948 года отправился на строительство гидроэлектростанции в поселок, носивший тогда финское название Ала Кууса — ныне это поселок Климово в Выборгском районе. Ее ввели в строй в том же году, поскольку плотина на речке, протекавшей вблизи, была дерево-земляной.
В 1949 году штаб стройотрядов ЛПИ сформировал второй отряд, и мы, третьекурсники, выехали на строительство другой ГЭС — вблизи деревни Ложголово Сланцевского района, на реке Долгой, впадавшей в Лугу. Штабом нашего отряда руководили студенты-фронтовики, имевшие больший жизненный опыт: Геннадий Крастин, бывший офицер-артиллерист, раненый при штурме Сапун-горы в Крыму, югослав Вучич — в прошлом партизан. Штаб осуществлял связь с проектными организациями, а также с райкомом комсомола.
Инструменты у нас были самые простые: кирки, лопаты, носилки, тачки. Взрывных работ мы не производили, поскольку саперы воинских частей были заняты — леса были полны взрывоопасными предметами, а студентам заниматься взрывными работами никто бы не позволил.
День начинался с подъема флага, затем завтрак, и — на работу. Все мы были разбиты на бригады, которые соревновались между собой. Лучшей стала бригада Николая Тиходеева — будущего члена-корреспондента Академии наук СССР.
Несмотря на жесткий график проведения работ, у нас оставалось время на спорт, посещение библиотеки, песни у костра и даже походы по местам боев. Помню нашу экспедицию на Лужский оборонительный рубеж. На крутом берегу Луги лежал опрокинутый взрывом немецкий полугусеничный бронетранспортер с недострелянной пулеметной лентой, а вокруг него россыпь немецких касок. Рядом, в кустах, штабелем лежали не использованные немцами боеприпасы к минометам…
В сентябре нам пришлось оставить стройку до следующего года и возвратиться в институт к началу учебного процесса. Отличившиеся из состава нашего стройотряда были награждены грамотами Ленинградского комитета комсомола.
Строительные отряды в вузе формировались и позднее — они принимали участие, например, в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, в работах на космодроме «Плесецк». Студенты Политехнического университета участвуют в стройотрядах и сегодня.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7688) от 21.06.2024 под заголовком «Первые трудовые семестры».
Комментарии