Храм над каналом

Почти сразу после трагической гибели Александра II в 1881 году было принято решение увековечить память царя-мученика постройкой храма на месте его смертельного ранения. Объявленный конкурс выявил пристрастия и его участников, и членов жюри к становившемуся все более популярным византийскому стилю.

Храм над каналом | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Однако новый император Александр III не одобрил ни одну из представленных ему лучших работ. По желанию царя храм следовало возвести в стиле московских и ярославских церквей XVII века. Требование императора исполнили весной 1882 года «соревнователи» второго конкурса, в котором принял участие и Михаил Щурупов.

В своем проекте он практически полностью отказался от типичных для его творчества романских и ренессансных архитектурных мотивов, но и не последовал указанию Александра III. Как писал Щурупов, его проект «чужд всех условий, поставленных для исполнения новых эскизов». По композиционно-стилистическому решению он больше напоминал постройки Константина Тона – родоначальника самого раннего направления русского стиля в архитектуре. Церкви, построенные в этом духе, повторяли формы древнерусского зодчества, но их авторами были архитекторы, воспитанные на античном наследии.

Возможно, обдумывая свой проект, Щурупов принимал во внимание и расположение будущего храма. Оставаясь поклонником строгих форм классицизма, он не считал себя вправе внести резкий диссонанс в единый архитектурный строй этой части города между Казанским собором и домом Адамини. А потому предпочел компромисс между петербургской классикой и яркой «восточной» красотой древнерусских церквей XVII века.

Но наиболее важное и интересное в щуруповском проекте – его оригинальное техническое решение. Перед участниками конкурса было поставлено условие: «Место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви». Сложность заключалась в том, что это место находилось прямо у решетки Екатерининского канала. И в новом храме оно неизбежно оказывалось в западной части – в притворе, то есть за спинами молящихся.

Для Щурупова это было неприемлемо как для христианина, пришедшего поклониться священному для него месту – «Голгофе для России».

Поэтому он предложил возвести церковь над Екатерининским каналом, сузив и пропустив его в тоннель. В этом случае место гибели оказывалось точно под алтарем, то есть в святая святых церкви. К северному и южному входам в храм – в верхних точках пролета моста – должны были вести четыре лестницы с берегов канала.

Пресса высоко оценила оригинальный по своему своеобразному стилю и грандиозный по замыслу проект. Однако более предпочтительной все-таки оказалась совместная работа архитектора А. А. Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия (И. В. Малышева), которую последний настойчиво продвигал в высших кругах. Так в Петербурге была потеряна возможность возведения уникального сооружения – храма над каналом, который мог бы стать конкурентом знаменитым мостам-домам Понте Веккьо во Флоренции и Кремербрюке в Эрфурте или мосту Риальто в Венеции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (5502) от 17.07.2015.


Комментарии