2Vtzqv4Hz9U

Как Лесной прощался с паровиком

Борьба за сохранение старых опор электроосвещения, которую развернули в Лесном участники общественной группы «Площадь Мужества», заставила многих поинтересоваться: а что вообще известно об электрификации этого бывшего предместья Петербурга? Когда сюда пришел трамвай?

Как Лесной прощался с паровиком | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Как известно, первый в нашем городе трамвайный маршрут был открыт 29 сентября 1907 года – он связал Александровский сад с 8-й линией Васильевского острова. Эта линия была впоследствии продлена от Адмиралтейства по Невскому проспекту до Николаевского (ныне Московского) вокзала. Кроме нее были проложены и другие маршруты в центре города – по Садовой улице, Литейному, Владимирскому, Загородному, Каменноостровскому, Суворовскому и другим проспектам. Они составили первую очередь трамвая, строительство которой было закончено к 1909 году.

Новый вид транспорта привлек внимание горожан. В многочисленных обращениях к столичным властям они просили провести новые линии. Не стали исключением и обыватели Лесного.

В начале ХХ века профессор Университета В. Н. Твердохлебов дал этому предместью столицы меткую характеристику: «за 5 – 6 верст до Невского проспекта живешь, словно где-то в первобытном лесу, без всяких признаков культуры». Очевидно, он имел в виду признаки городской цивилизации – транспортное сообщение, мостовые, тротуары, водопровод, канализацию.

Лесной, или Лесной корпус, был частью административного Лесного участка: с юга он был ограничен Выборгской стороной, с запада – Новодеревенским участком, а с востока – Полюстровским. В Лесной участок входили собственно Лесной, а также Удельная, Озерки, Сосновка, Кушелевка и Гражданка.

Находившийся вдали от фабрик и заводов, Лесной участок по праву считался одной из самых здоровых окраин столицы. Из-за дешевизны здесь селились в основном студенты, чиновники, торговцы и ремесленники.

Долгое время единственным видом общественного транспорта, который связывал Лесной с центром города, была паровая железная дорога. По ней ходил паровоз, именовавшийся в народе паровиком, тянувший за собой несколько вагонов. «Лесная линия» паровика была проложена в 1886 году и проходила от клиники Виллие (ныне площадь Военных Медиков на Большом Сампсониевском пр.) до Круглого пруда в Лесном (ныне перекресток 2-го Муринского и Институтского пр.).

Писатель Лев Успенский в своих «Записках старого петербуржца» вспоминал, как паровик, «пыхтя, поднимался в гору к Новосильцевской (ныне Новороссийская ул. – А. Р.) и круто сворачивал вправо, огибая парк Лесного института». В ноябре 1907 году Лесную линию паровика продлили от Круглого пруда до Политехнического института.

В 1911 году была принята программа постройки второй очереди электрического трамвая с целью соединить окраины, в том числе Лесной участок, с центром города. Всего предполагалось построить 21 линию и несколько трамвайных парков, в том числе Выборгский и Ланской. При этом в Лесном участке предполагалось провести две трассы. Трамвай должен был пройти по Лесному проспекту (до 1913 года он состоял из Нюстадской и Межевой улиц) и 1-му Муринскому проспекту, а далее трасса разделялась на две линии.

Линию А предполагалось сделать кольцевой: от 1-го Муринского проспекта по Малой Спасской улице (ныне ул. Карбышева), 2-му Муринскому проспекту, Выборгскому шоссе и Большому Сампсониевскому проспекту до 1-го Муринского.

Линия Б должна была проходить от 1-го Муринского проспекта по Малой Спасской улице и далее по Дороге в Сосновку (ныне Политехническая улица) до Политехнического института, где планировалось трамвайное кольцо.

В декабре 1911 года жители Лесного участка подали прошение в городскую управу, указывая на необходимость провести трамвай еще и в сторону Гражданки – от угла 2-го Муринского проспекта и Малой Спасской по Большой Спасской (ныне пр. Непокоренных) и Дороге в Гражданку (ныне Гражданский пр.). Свое предложение они аргументировали тем, что в восточной части Лесного участка много торгово-промышленных предприятий, женская гимназия (бывший приют принца Ольденбургского) и Богословское кладбище. Однако этот проект был признан преждевременным и отнесен к третьей очереди.

Для работы на этой территории городские власти предлагали привлечь и частных инвесторов. В 1911 – 1914 годах обсуждался проект надворного советника Ф. А. Липского и инженера А. В. Белого о проведении трамвайной линии от 2-го Муринского проспекта до Парголова с поворотом на Юкки. Управление конно-железных дорог готово было обеспечить трамвайное движение в черте города, а частные инвесторы – на территории петербургского уездного земства. Однако столичный губернатор весной 1914 года отклонил эту идею...

Проект проведения электрического трамвая в Лесном неоднократно рассматривался городской думой в 1911 – 1912 годах и окончательно был утвержден строительно-технической комиссией Министерства внутренних дел 16 мая 1913 года. Тогда и начались работы.

К июню 1914 года линия трамвая была проведена от Выборгского шоссе по всему 2-му Муринскому проспекту до Политехнического института, заменив собой паровик. Началась также прокладка линии от 1-го Муринского проспекта: новая трасса прошла через проложенный в 1915 году Алексеевский проспект (ныне часть Политехнической улицы), мимо станции Кушелевка до соединения с уже открытой линией в районе нынешней площади Мужества. К марту 1916 года была построена «Кушелевская петля» – трамвайное кольцо у железнодорожной станции Кушелевка.

Свои коррективы внесла Первая мировая война. Сроки пуска трамвая по Алексеевскому проспекту в течение всего 1916 года постоянно переносились... Дореволюционные планы удалось реализовать только спустя многие десятилетия. К 1939 году в Лесном были намечены еще две новые линии, и вновь эти проекты отложили – из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Они были осуществлены только в 1970-х годах, когда началась массовая жилищная застройка севера Ленинграда.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5673) от 01.04.2016.


Комментарии