«Кабаны» и муфты. Как добывали лед в середине XIX века

Перед нами — гравюра середины XIX века. Автор явно создавал ее не с натуры, а по памяти или по описаниям. Поскольку здание с башнями, призванное отобразить Литовский замок на углу набережной реки Мойки и Крюкова канала, похоже на него весьма отдаленно.

«Кабаны» и муфты. Как добывали лед в середине XIX века | Зимой санки с полозьями, естественно, были самым распространенным способом передвижения. Но можно было также поставить на полозья и брички, дрожки, кареты, коляски, тарантасы…/Репродукция. ФОТО автора

Зимой санки с полозьями, естественно, были самым распространенным способом передвижения. Но можно было также поставить на полозья и брички, дрожки, кареты, коляски, тарантасы…/Репродукция. ФОТО автора

А вот картина, развернувшаяся на льду Мойки, — вполне характерная для Петербурга. Мы видим полтора десятка человек, трое из которых развлекаются, катаясь в санях, а остальные — работают.

Сначала о первых. В санях сидят две молодые дамы в нарядных шубках. Ноги у них закутаны в меховую полость, руки спрятаны в муфту — обязательную часть дамского гардероба того времени. Ныне муфты совершенно забыты. А ведь мода на них продержалась целых пять веков, появившись в Венеции еще в XVI веке. Муфта не только прекрасно согревала руки, но и служила своеобразной сумочкой для носового платка и других необходимых мелочей. А в больших муфтах даже носили маленьких декоративных собачек.

Еще одна особенность моды того времени — совсем иной вид зимней одежды. Современная шуба — это мех на подкладке. Старинная шуба — атласный, бархатный или суконный верх, подбитый мехом изнутри. Это четко заметно на рисунке: у стоящего на запятках саней сопро­вождающего дам кавалера встречный ветер отвернул полу шубы, и ясно видна ее меховая изнанка.

Везет их петербургский извозчик на санях, запряженных «парой на отлете»: так называли запряжку в две лошади, состоящую из коренника и пристяжной. Можно предположить, что этот одетый в армяк кучер, подпоясанный красным кушаком, вышел на работу с раннего утра. И, наверное, как и его коллеги, ожидал пассажиров на Синем мосту у Исаакиевской площади, где была самая большая стоянка.

Первые правила дорожного движения для тогдашних «таксистов» были описаны в 1783 году в документе под названием «Извозчичий билет», в котором, в частности, говорилось: «В городе и предместьях ездить малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. А где случится подъезжать к перекрестку, тогда ехать тише, дабы кому повреждения не учинить». Но, как видим, изображенный на гравюре извозчик указанных правил совсем не придерживается, а гонит во весь дух…

Едет он мимо артели чухонцев (так в Российской империи называли финское население), занятых добычей льда. Продольными пилами с гирями они уже нарезали его длинными полосами, а затем пешнями раскололи на «кабаны» — огромные квадратные глыбы. Судя по всему, артель бедная: у них нет лошади, и они сами впряг­лись в длинные дровни и тащат из воды очередного «кабана». Труд тяжелый и опасный: если глыба перетянет, люди могут свалиться в прорубь — «майну». Но эта работа оплачивалась хорошо, поэтому приходилось рисковать.

А льда требовалось очень много, ведь в те времена не было холодильников и продукты хранили в подвальных «ледниках». Для того чтобы правильно набить их льдом, требовалась особая сноровка. Этим занимались специальные артели, которые заранее договаривались о том, какой лед нужен: мутный, дешевый, или прозрачный, дорогой, и покупали у добытчиков нужный сорт.

«Кабаны» спускали в подвал по доскам на веревках. Внизу рабочие укладывали их слоями, чередуя с соломой. В таких «ледниках» даже летом сохранялась минусовая температура. Мясные туши там подвешивали к потолку, квашеную капусту и овощи хранили в бочках, сметану и творог — в крынках, масло — в горшках, рыбу — в корзинах.

Обратите внимание: на переднем плане справа два человека колют лед на мелкие куски, чтобы потом разносить его по петербургским дворам и предлагать хозяйкам. Специальный холодный шкаф с поддоном стоял тогда почти в каждой кухне. Разносчики льда были таким привычным явлением, что даже бытовала шутливая присказка: если сидящие за обедом чем‑то отвлекались и поставленные на стол горячий суп или чай совсем остывали, кто‑нибудь обязательно говорил: «Ну, чухна со льдом приехал!».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #добыча #XIX век

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7320) от 16.12.2022 под заголовком ««Кабаны» и муфты».


Комментарии