Из истории наших дней
Не припомню, чтобы когда-нибудь поводом для протестного митинга была докторская диссертация, которая очень уж пришлась не по душе ее оппонентам. Однако именно такая акция состоялась на Петрозаводской улице, под стенами Института истории РАН, где чуть больше месяца назад с серьезными дебатами свою диссертацию, посвященную офицерскому корпусу коллаборационистской власовской армии, защищал историк Кирилл Александров.
Иллюстрация xtock/shutterstock.com
Активистов на митинге было от силы человек десять. Еще несколько – группа поддержки. Поодаль стояли сотрудники Института истории – рабочий день к тому времени уже закончился. Сотрудники полиции внимательно наблюдали за происходившим, то и дело настоятельно требуя от участников дискуссии не мешать проходу граждан по тротуару. Спешившие по своим делам прохожие действительно замедляли шаг, но не особенно интересовались и не торопились пополнить ряды собравшихся...
Возмущенные граждане, выйдя на улицу под красным флагом КПРФ, призывали не допустить реабилитации Власова и выступали против того, чтобы Высшая аттестационная комиссия (ВАК) присвоила Кириллу Александрову докторскую степень за «диссертацию, посвященную предателю». В руках они держали маленькие бумажные плакаты с хлесткими речевками: «Сегодня оправдываешь Власова, завтра отрицаешь холокост», «Бандера на Украине – Власов в России»...
– Меня поражает удивительный склероз научной общественности: она как будто забывает про кровавые преступления власовской армии. Главное – что власовцы были против советской власти. Но это путь в никуда, – голосом Левитана вещал один из самых ярых оппонентов диссертанта доцент Института истории Санкт-Петербургского госуниверситета Владимир Василик.
Впрочем, все то же самое он уже говорил и на защите. А тогда, напомним, 17 членов диссертационного совета проголосовали «за», и только один – «против». Правда, теперь оратор договорился до того, что в результате той защиты общество разделилось на антифашистов и власовцев. По всему выходило, что все те, кто не согласен с ним, – власовцы?..
На митинг мы пришли вместе с доцентом Горного университета кандидатом исторических наук Сергеем Рудником. Он явно был обескуражен тем, что увидел.
– У меня тоже к диссертации Александрова есть вопросы, в ней можно найти уязвимые места, но она, без всякого сомнения, – новое слово в исторической науке. И нельзя подменять научную дискуссию политическим митингом, а тем более травлей за неугодные убеждения. Могу понять гнев ветеранов: власовцы – предатели и им нет прощения. Но ведь это вовсе не означает, что нельзя изучать эту тему.
Среди активистов вижу своего старого знакомого, с которым много раз бывал на местах боев под Ленинградом, – Вячеслава Поленова, сына солдата Второй Ударной армии.
– Это же безобразие! – громогласно возмущается Вячеслав Иванович. – Наука должна служить обществу, а здесь что получается? Разве обществу нужна такая диссертация?..
Возражаю: история, безусловно, наука общественная, но в ней не должно быть запретных тем. И в значительной мере она все-таки должна быть независима. Если разные общественные группы будут диктовать исторической науке, что и как изучать, а что вообще нельзя, это уже будет не наука, а «чего изволите». Впрочем, это давний спор...
– Действия митингующих вполне объяснимы: просто началась выборная кампания, – считает директор Института истории РАН Николай Смирнов.
Сам же виновник «общественного возмущения» стоял невдалеке и невозмутимо наблюдал за происходившим. В дискуссию не вмешивался, интервью журналистам не давал: взял тайм-аут, пока диссертация рассматривается в ВАК. А этот процесс, учитывая непростую тему, может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (5677) от 07.04.2016.
Комментарии