Дом-скала в Коломне

Если идти по улице Союза Печатников (бывшей Торговой) к площади Кулибина, маяком будет служить многоэтажный дом. Благодаря однотонному каменно-серому цвету своих стен и трем остроконечным щипцам он напоминает неприступную скалу.

Дом-скала в Коломне | С верхних этажей этого дома вся Коломна — как на ладони.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С верхних этажей этого дома вся Коломна — как на ладони.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Появился этот дом-скала благодаря купцу 1-й гильдии Вульфу Лейбошицу, который в декабре 1913 года приобрел участок у крестьянина Конона Петрова. Жил купец неподалеку, в собственном доме на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), 136, где содержал медно-котельную и литейную мастерскую. Вкладывал он средства и в недвижимость: в его собственности было четыре столичных участка.

Для застройки участка на Торговой купец пригласил художника-архитектора Сергея Яковлевича Турковского, для которого этот дом стал единственной самостоятельной постройкой в столице Российской империи. Впрочем, этот факт вовсе не свидетельствует о том, что Турковский не был востребован в строительном бизнесе. Он был постоянным сотрудником талантливого и предприимчивого зодчего Александра Лишневского, подряжаясь на его постройках выполнять ответственные и многотрудные обязанности производителя работ, а в некоторых случаях участвуя и в составлении проектов.

Уже в январе 1914 года на участке приступили к разборке старых строений, весной была разрешена постройка шестиэтажного дома с мансардным этажом. Начавшаяся Первая мировая война не помешала строительству, и уже осенью 1915 года здание было готово к приему жильцов.

Участок застроили очень плотно. Лицевой фасад ни на йоту не отступает от красной линии застройки, ничем не примечательные мрачные внутренние дворы очень невелики по площади... Несмотря на пропагандировавшиеся в начале XX века идеи оздоровления жилищ путем насыщения их светом и воздухом, городские власти стояли на страже интересов домовладельцев. Так что строительное законодательство не препятствовало созданию дворов-колодцев.

Композиция фасада, украшенного четырьмя эркерами, вполне в русле неоклассики - абсолютная симметрия, все проемы самых рациональных прямоугольных очертаний. Лишь возвышающиеся над карнизом «павильоны» с остроконечными фронтонами-щипцами делают дом, особенно издалека, похожим на гранитный утес. Это образ, характерный для северного модерна.

Послереволюционная судьба самого домовладельца неизвестна, удалось лишь выяснить, что в 1920-е годы его дочь Сара, занимавшаяся врачебной практикой, жила в отцовском доме на наб. канала Грибоедова, 136...

В те же годы одним из жильцов дома-скалы был известный певец Николай Аркадьевич Большаков (Аркадьев). Любопытно, что он поначалу выбрал юридическую карьеру, обучаясь в Петербургском университете, но параллельно брал уроки вокала у известного баритона Ипполита Петровича Прянишникова. Вскоре молодой исполнитель стал выступать в клубных оперных спектаклях, в столичном Народном доме; совершать гастрольные поездки по стране. С 1904 года Большаков пел на разных сценах Петербурга, а спустя два года дебютировал в партии Ленского на сцене Мариинского театра, в котором оставался до 1931 года.

Артист, обладавший сильным голосом, насчитывал в своем репертуаре 110 партий в операх и опереттах. Он продолжал гастролировать, ему были рады самые известные мировые сцены. В 1911 - 1913 годах певец участвовал в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне; гастролировал по Испании и Италии... После революции остался в России. Подсчитано, что с 1917-го по 1931 год он дал 680 бесплатных концертов для рабочих и красноармейцев. В 1931 - 1953 годах преподавал в Ленинградской консерватории.

Певец и музыковед Сергей Левик в своей книге «Четверть века в опере» отмечает, что Большаков «идеально знал буквально весь теноровый репертуар, бывал во всем одинаково безупречен и, как это ни обидно, во всем одинаково... бесцветен, чтобы не сказать одинаково одинаков». Впрочем, в наши дни каждый при желании имеет возможность самостоятельно сделать вывод о масштабах таланта певца: он записал на пластинки 271 произведение...

До наших дней дом купца Лейбошица в целом дошел в своем первоначальном облике. В квартирах сохранилась лепнина на потолках, на лестницах - старинные перила и цветные витражи. Удивительно, но здание до сих пор не попало в число выявленных объектов, представляющих культурную ценность.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5895) от 22.02.2017.


Комментарии