Дом печального ангела

Свой доходный дом на углу Знаменской и Жуковского староста домовой церкви при петербургской Духовной семинарии потомственный почетный гражданин Пантелеймон Трифонович Бадаев украсил изображениями цветов и женщин. Он умер в один год с окончанием стройки, в 1906-м. Не о нем ли грустит неведомая муза, чье лицо уже больше тридцати лет искажено гримасой отчаяния?

Дом печального ангела | Сегодня этот дом признан одним из самых ярких образцов северного модерна в нашем городе.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня этот дом признан одним из самых ярких образцов северного модерна в нашем городе.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Бадаевский дом начали строить в 1904 году по проекту братьев Василия и Георгия Косяковых. Чтобы справиться с декором, они привлекли к работе художника-акварелиста Никаза Подбереского. Результатом их совместного творчества стало одно из первых сооружений в городе, декорированное майоликой. Здание украсили несколько панно, изготовленных на только что запустившемся художественно-керамическом производстве «Гельдвейн-Ваулин». Недаром в 1907 году это здание оценили серебряной медалью на городском конкурсе фасадов.

Керамике нашлось место не только на фасадах. Если вам удастся попасть в первое парадное, полюбуйтесь на панно «Всадница». Попутно можно заметить, что у некоторых квартир сохранились старинные входные двери.

Угол бадаевского дома закруглен и надстроен щипцом, на который нанесен крупный рельеф – пригорюнившаяся женщина с ангельскими крыльями. Над головой у нее нимб со знаками зодиака. Можно гадать, что это значит, но благодаря этой скульптуре постройка уверенно вошла в современный городской фольклор как «дом печального ангела».

Два других рельефа недавно взбудоражили градозащитников. Весь Интернет облетел коллаж: на фото слева дама, держащая в руках статуэтку, изображена в том духе, как изображали своих натурщиц мастера эпохи Возрождения. А справа она же, как ее слепили бы, наверное, мастера Китая – по другим канонам красоты. Многие поспешили сделать вывод, что это одна и та же скульптура, будто бы обезображенная после недавней реставрации.

Оказалось, не совсем так. Эти лица взяты с двух рельефов, расположенных на разных фасадах дома Бадаевых. Как рассказали в комитете по охране памятников, авторская пластика на фасаде здания по Восстания, 19, была искажена еще до 1980-х годов. Вероятно, это было связано с тем, что ремонт проводился непрофессионально. Когда год-полтора назад фасад реставрировали уже по науке, привести лицо музы в порядок не смогли.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5604) от 11.12.2015.


Комментарии