Ботаник, «разглядевшая» дирижера

В поселке Сиверский возле одного из домов на Пролетарском проспекте растет необычное дерево, единственное в здешних местах: формой листьев оно напоминает дуб, а их заостренными концами - клен. Это дуб красный. Чуть более шестидесяти лет назад его посадила возле своего дома биолог Ирина Красовская, и оно стало своего рода памятью о ней.

Ботаник, «разглядевшая» дирижера | Ирина Красовская была первым биологом, раскрывшим «взаимоотношения» корней растения и его побегов. ФОТО из архива автора

Ирина Красовская была первым биологом, раскрывшим «взаимоотношения» корней растения и его побегов. ФОТО из архива автора

Петербурженка, она родилась 120 лет назад в дворянской семье. Ее отцом был ротмистр лейб-гвардии Конного полка, впоследствии директор Императорских театров (последний в Российской империи) Владимир Теляковский. В семье, где было шестеро детей, она была единственной дочерью. С детства больше всего любила природу и цветы, эти интересы подпитывали и дедушкины тетради с лекциями К. А. Тимирязева...

Шла Первая мировая война, когда Ирина с отличием окончила Петришуле на Невском проспекте. В 1920 году, уже под фамилией Красовская (в 1916 году она вышла замуж за орловского дворянина вдовца Александра Васильевича Красовского) поступила на сельскохозяйственный факультет петроградского Агрономического института.

Владимир Теляковский с большим пониманием отнесся к выбору дочери. В письме к актрисе Малого театра Г. Н. Федотовой 18 сентября 1923 года он писал: «Дочь оказалась выдающимся ботаником и, любя с детства цветы, ягоды и огород, обнаружила она столь большие способности в ботанике, что теперь, состоя еще студенткой, привлечена к работе в помощь профессорам. Зная хорошо четыре языка, она ведет корреспонденцию научную с Англию и Америкой. В декабре кончает и будет оставлена при институте в качестве научного консультанта. Все это курьезно и неожиданно!!».

В том же году в письме актеру и руководителю Малого театра А. И. Южину-Сумбатову отец удивительно точно предсказал будущее своей дочери: «Письмо это передаст Вам моя дочь Ирина Красовская, будущий профессор ботаники. Хотя на вид она похожа на девочку, но уже год делает ученые доклады...».

В Агрономическом институте внимание на талантливую студентку сразу же обратил профессор Николай Вавилов. Возглавив Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, он пригласил Красовскую в отдел физиологии растений. Там она трудилась десять лет, занималась исследованием корневых систем растений. Этот интерес она пронесла через всю научную жизнь.

Прекрасное знание иностранных языков помогли Ирине Владимировне также в работе над переводами важнейших научных книг. Когда Вавилов в 1934 году решил подготовить к изданию современный перевод книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов», он пригласил к сотрудничеству Красовскую.

В феврале 1935 года она защитила докторскую диссертацию. Однако всего через несколько недель в Ленинграде после убийства Кирова начались гонения на бывших царских чиновников, военных и дворян. Семья Красовских попала в «кировский поток». Им было предписано выехать из родного города в казахстанский город Атбасар. Академик Николай Вавилов пытался защитить свою сотрудницу, написал письмо в ее защиту: «Могу коротко охарактеризовать тов. Красовскую, как одного из лучших физиологов растений в СССР, работающего по наиболее актуальным вопросам социалистического земледелия». Но это не помогло, да и над самим Вавиловым сгущались тучи...

В ссылке Ирине Красовской выпало немало мытарств, но даже в таких условиях она не перестала заниматься наукой. Через год ей удалось переехать сначала в город Горький, где она возглавила отдел физиологии растений на областной опытной станции по полеводству.

«Внешне профессор Красовская была типичной для того времени эмансипированной женщиной, - вспоминала о том времени ее коллега М. М. Рудакова. - Она всегда была просто одета, удобно для полевой работы: светлая блузка, темная юбка, простые без каблуков ботинки, удобные для ходьбы по полям. В прохладную погоду - пиджачок или жакетик и почти всегда рюкзак за плечами. Быстрой, энергичной мужской походкой обходила она опытные поля, осматривала экспериментальные посевы, почти всегда пешком, иногда - верхом на лошади».

Затем, в 1944 году, Красовская переехала в Саратов, где возглавила кафедру физиологии растений в университете. Однако жизнь там не складывалась... Однажды, будучи летом под Ленинградом, в поселке Сиверский супруги Красовские присмотрели домик с небольшим приусадебным участком, купили его и в 1952 году перебрались туда.

Частым гостем на даче в Сиверском был талантливый юноша Юрий Симонов. С его мамой Ирина Красовская познакомилась еще в Саратове, когда к ней, депутату областного совета, пришла на прием мама этого мальчика. Выбиваясь из сил, она одна воспитывала ребенка, виртуозно играющего на скрипке. Ирина Владимировна, не имея собственных детей, начала опекать мальчика, помогала этой семье материально.

После окончания семилетки в Саратове Юра по совету Ирины Владимировны летом 1956 года поступил в школу-десятилетку для особо одаренных детей при Ленинградской консерватории. Талант и трудолюбие привели его на вершину музыкального олимпа. В 1970 году он, тогда совсем молодой 28-летний дирижер, стал главным дирижером Большого театра и прослужил на этой должности шестнадцать лет - рекорд, достойный книги Гиннесса. Сейчас народный артист СССР профессор Юрий Иванович Симонов - художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии...

Увы, Ирина Красовская не смогла стать свидетелем этих успехов. Она прожила в Сиверском в собственном уютном доме всего четыре счастливых года. На участке среди сосен, стоящих рядом с домом, ею были высажены любимые с детства флоксы, разные виды смородины и крыжовника, земляника...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.


Комментарии