Могучая Хазария: история исчезнувшего государства

Со школьной скамьи мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Для большинства из нас эта поэтическая формула является едва ли не единственным напоминанием об исчезнувшем народе и государстве. Зато наука знает о них гораздо больше. Наш собеседник Всеволод ВИХНОВИЧ, сотрудник Петербургского института иудаики, как раз и принадлежит к числу тех исследователей, которые изучают источники, связанные с историей хазарского государства.

Могучая Хазария: история исчезнувшего государства | Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА

Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА

- Всеволод Львович, так кто же такие хазары и почему им непременно надо отомстить?

- Понимаете, для Пушкина главным источником была «История государства Российского» Карамзина. В ту пору о хазарах еще толком ничего не знали: ученые лишь подступали к изучению этой темы. И Пушкин, по всей видимости, посчитал хазар одним из кочевых народов, нападавших на Русь. Что было несправедливо. Хазария, наоборот, служила буфером между Русью и кочевниками, тем самым защищая славян от набегов печенегов и тюрков.

Впрочем, обо всем по порядку. Поначалу хазары действительно были кочевым тюркоязычным народом. Во второй половине VII века они населяли прикаспийские степи Северного Кавказа и входили в состав сильного, но недолговечного государства - Тюркского каганата. Каган - на древних тюркских языках значит «великий хан». Соответственно, государство - каганат.

Примерно в 630 году, после длительных походов в Закавказье, в которых главной ударной силой были хазары, Тюркский каганат распался. Началась ожесточенная борьба за его наследие и территорию.

Хазарское войско победило соседний тюркоязычный народ - болгар (во избежание путаницы их теперь именуют «протоболгарами»). Часть их во главе с ханом Аспарухом ушла за Дунай, на территорию современной Болгарии. Там они захватили власть над местным славянским населением, но скоро сами были полностью им ассимилированы и передали ему свое родовое имя. Другая часть болгар переместилась на север в Среднее Поволжье, где возникло государство Булгар (Волжская Булгария).

Однако немало тюркских болгар, этнически близких хазарам, подчинились им. В результате хазары уже к середине VII века создали сильное царство во главе с правителем, которого звали каган, или хакан (позднейшая форма - хан). В последующие несколько веков оно занимало обширное пространство между Волгой и Днепром. Ныне на этой территории расположены Татарстан, Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, а также Астраханская, Волгоградская, Самарская и другие области.

Территория Хазарии доходила почти до нынешнего Киева (поселение на его месте тогда уже, несомненно, существовало), хазары подчинили себе Северный Кавказ и большую часть Крыма. Доминирование хазар в этом регионе было настолько велико, что арабо-персидский географ IX века Ибн-Хордадбех даже называл Черное море Хазарским. Арабский автор Х века Ибн ал-Факих обозначал Азовское море как «залив хазар».

- Сколько же времени просуществовала Хазария?

- Почти триста лет, до середины Х века, и она была сильнейшей империей, такой же, как Византия и Арабский халифат. С православной Византией отношения у нее складывались добрососедские, хотя тайные интриги и случались. А вот с Арабским халифатом, устремившимся после завоевания Закавказья на север, все было не так однозначно.

Впервые арабское войско, покорившее прежде Северный Кавказ, попыталось завоевать хазар в 653 году, но получило от них серьезный отпор... Арабо-хазарские войны длились с переменным для каждой стороны успехом до 730 года. При этом хазары оттягивали на себя лучшие арабские войска, угрожавшие Византии.

Историк Михаил Артамонов отмечал, что именно благодаря хазарам Византия выстояла в схватке с Арабским халифатом. «Одного этого достаточно, чтобы обеспечивать хазарам прочное место на страницах всемирной истории и истории нашей страны и привлечь к ним внимание исторической науки», - отмечал он.

Благодарность Византии была настолько велика, что император Лев Исавр в 732 году женил своего сына на сестре хазарского кагана Чичак (по-тюркски «цветок»), принявшей после крещения имя Ирина. Позднее ее сын стал императором Византии под именем Лев Хазар.

Правда, в 737 году арабскому полководцу Марвану удалось совершить успешный поход против Хазарии. Он перенес войну с Кавказа на территорию Нижнего Поволжья, где в районе устья Волги была столица хазар - Итиль. Преследуя хазарские войска, Марван дошел до района современного Саратова и нанес им поражение. Он заставил кагана просить мира и даже дать обещание принять ислам. До этого в Хазарии исповедовали язычество.

Впрочем, после ухода Марвана с добычей каган и его подданные вернулись к прежним порядкам жизни...

- Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?

- История выбора веры была примерно такая же, как спустя почти полтора века у киевского князя Владимира. В 730 году к хазарскому кагану Булану по поручению своих правителей прибыли миссионеры - христиане из Византии и мусульмане из Арабского халифата. И каждый хотел склонить хазарского правителя к своей вере.

Булан пригласил для диспута с ними «мудреца из израильтян», то есть раввина. Откуда он был - точно неизвестно. Но иудейские общины появились еще в начале новой эры в греческих городах-колониях, расположенных на северном побережье Черного моря, - Херсонесе, Фанагории, Пантикапее (Керчи) и других местах. Помимо этого на южном Кавказе с древнейших времен проживали иудеи персидской культурной традиции.

Когда дискуссии у Булана ни к чему не привели, он спросил христианского проповедника, какая вера, по его мнению, лучше: иудейская или мусульманская? Тот стал восхвалять веру иудеев - народа, которого Бог называл «мой первенец», а веру мусульман высмеял.

Мусульманина Булан попросил сделать выбор между христианской и иудейской верой. Тот ответил, что иудейская вера - истинная, и хотя иудеи согрешили и теперь Бог их наказал, но в конце концов он смилуется, и они будут спасены. В результате Булан провозгласил, что выбирает иудаизм - как лучшую, по общему признанию, веру.

Вот так верхушка государства приняла иудаизм, ставший официальной, господствующей государственной религией мощного государства, в состав которого входили десятки племен и народов. И сам термин «хазары» стал не только названием народа, но и общим именем подданных хазарского правителя.

Однако, даже приняв иудаизм, Хазария отличалась религиозной веротерпимостью. В городах и армии наряду с иудеями совершали свои обряды мусульмане, христиане и язычники. В Итиле, как сообщал арабский географ Масуди, существовало даже отдельное судопроизводство для приверженцев каждой религии: по двое судей для иудеев, христиан, мусульман и даже один для язычников.

Некоторые исследователи полагают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и Исламского халифата. Хазария стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. И оказалась убежищем для многих иудеев, которых преследовали в Византии и мусульманских странах. Здесь складывается большая и сильная еврейская община, в большом количестве появляются синагоги.

Представители верхушки общества даже получили еврейские имена - Исаак, Зевулон, Иосиф, Вениамин, Менассе (Манассия), Моисей, Менахем, Хезекия, Обадия. Но археологические свидетельства показывают, что иудаизм был распространен не только среди элиты.

- По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?

- Есть много свидетельств письменного характера: это арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские, европейские источники. И даже русская «Повесть временных лет».

Самые подробные сведения об этом государстве содержатся в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном знатному еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хасдаю ибн Шапруту. Тот узнал от византийских посланцев о существовании в 15 днях пути от их страны иудейского царства хазар, которые, по их словам, «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками» и «выступают на войну по временам».

Заинтересовавшись, Хасдай через ученых отправил письмо хазарскому кагану с просьбой рассказать о его царстве. И получил ответ, написанный на общем в то время для всех общин иудеев еврейском языке Библии (метаязыке еврейской цивилизации). Эта переписка и связанные с ней документы, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны, переведены на русский язык, прокомментированы и изданы в 1932 году в Ленинграде академиком Павлом Коковцовым.

Иосиф поведал, в частности, о происхождении хазар: как истинный иудей, он постарался увязать его с библейской традицией. Он утверждал, что хазары - потомки Ноя. У Ноя был сын Иафет, у того - сын Тогарма, а седьмого сына Тогармы звали Хазар. Вот, мол, от него и произошел хазарский народ.

Что касается экономики, то в письме цитировались слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и иудейской Хазарией: «Корабли приходят к нам из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары». Отмечу, что если северных варваров (пришлые кочевые племена, например, печенегов) культурная Византия обычно подкупала, то на юге, с балканскими славянами, старалась выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.

- Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?

- Начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют, что значительную часть населения Хазарской державы составляли славяне. Археологические памятники также свидетельствуют о мирном сожительстве славян с носителями культуры, считающейся характерной для Хазарии.

Во время арабских походов на Волгу в VIII веке славяне были естественными союзниками хазар. Говоря современным языком, они были «товарищами по оружию» сначала в борьбе против арабов, а затем - против наступавших с востока кочевников. Уже упомянутый Масуди отмечал, что в Хазарии войско кагана и его прислугу составляют славяне.

Есть и другое обстоятельство: хазарская держава, расширяя свою территорию на запад до Днепра, вытеснила на запад племенное объединение тюрко-болгар - кутригур. Причем, вероятно, с помощью славян, поселения которых находились тогда к западу от Днепра. Победа над кутригурами позволила славянам занять их территорию.

Однако поскольку славяне овладели Средним Приднепровьем с согласия хазар и при их содействии, то, поселившись там, они оказались данниками Хазарского каганата. По сообщению русской летописи, дань хазарам платили поляне, северяне, радимичи и вятичи...

Что же касается князя Олега... В конце IX века он, получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, овладел Киевом, который находился под контролем варяжских князей Аскольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил себе соседние славянские племена северян и радимичей. Прежде они находились в зоне хазарского влияния.

Олег прославился походом на Византию в 907 году: именно он прибил щит к вратам Царьграда. В то же время сошлюсь на слова современного историка Евгения Пчелова: он указывает, что летопись ничего не говорит о военном конфликте Руси и хазар во время Олега.

Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как сообщается в «Повести временных лет», пошел на вятичей и спросил: «Кому платите дань?». Они ответили: «Козарам». Как сказано далее, Святослав победил вятичей и возложил на них свою дань. То есть вывел территорию вятичей из-под хазарского контроля.

Таким образом, вот ключевой момент: государство, именуемое в летописях «Русская земля», возникло на территории, освобожденной от подати Хазарскому каганату. Оно и стало его «могильщиком». Русь окрепла, в 965 году Святослав обрушил свой удар на Хазарию и сокрушил ее. К тому времени она уже была значительно ослабленной: ее подорвали набеги новых кочевников - печенегов...

Один из первых русских историографов Василий Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен», основываясь на летописных источниках, отмечал, что после этого разгрома значительная часть хазар, спасаясь от печенегов, переселилась на Русь. Другие ушли на Кавказ и в Предкавказье.

На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно было назвать дальновидной. Он сокрушил сильное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь она оказалась с кочевниками лицом к лицу, и те начали осаждать Киев. Собственно говоря, Святослав сам погиб именно от рук печенегов...

Как бы то ни было, славянскую державу - Киевскую Русь - в определенной степени можно считать исторической преемницей былого хазарского государства. Киевские князья даже переняли титул правителей Хазарии - каган (хакан), который сохранялся ими вплоть до Ярослава Мудрого.

Культурное наследие Хазарского каганата оказало серьезное влияние на книжную культуру Древней Руси. Выдающийся ученый-семитолог Андрей Борисов в своем исследовании, созданном в 1942 году в блокадном Ленинграде, блестяще доказал, что древнерусские рассказы о премудростях царя Соломона - прямое заимствование из еврейской книжности.

- Но если Хазария была такой могучей, то где же зримые следы ее наследия?

- Материальных свидетельств сравнительно мало. Почему? Одна из причин в том, что в иудаизме главным являются не молитвенные здания, а священные тексты.

Тем не менее на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. В южной Венгрии при раскопках в местечке Челарево были обнаружены хазарские захоронения. Там нашли обереги с иудейскими символами.

А в 1970-х годах крупный нумизмат-востоковед из Государственного Эрмитажа Алексей Быков открыл нумизматическое наследие хазар. Среди огромной массы арабских серебряных дирхемов VIII - X веков, найденных на территории Восточной Европы, он выявил небольшую группу монет с несвойственными арабам руноподобными знаками. Часть из них имела указание собственного монетного двора - «Ард ал-Хазар» («Земля Хазар»).

- Вы придерживаетесь той точки зрения, что Хазария сыграла для Руси позитивную роль. Но ведь есть и ученые, оспаривающие эту концепцию...

- Историческая оценка Хазарского каганата многие годы зависела от господствовавшей в нашем государстве идеологической установки. Я уже упоминал об основателе советской школы хазароведения археологе Михаиле Артамонове, директоре Государственного Эрмитажа. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария сыграла важную позитивную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья, заслонив их от арабского нашествия.

Однако после Великой Отечественной войны на фоне борьбы с космополитизмом иудейская Хазария уже не могла рассматриваться со знаком «плюс». В декабре 1951 года в газете «Правда» появилась заметка «Об одной ошибочной концепции». В ней Артамонов был обвинен в том, что, настаивая на позитивном значении Хазарии для Древней Руси, он слепо следует «порочным взглядам буржуазных историков», умаляет достижения русского народа. В статье в центральной партийной газете хазары были названы дикими ордами разбойников, которые терроризировали Русь опустошительными набегами.

Именно эта оценка никому не известного автора (по фамилии Иванов) послужила сигналом к разгромной критике Артамонова в академических учреждениях Москвы и Ленинграда. Крупные ученые как по команде выступили против «идеализации Хазарии» и «искажения истории Родины». Более того, такое утверждение на некоторое время определило отношение советской науки к историческому наследию Хазарского каганата. Артамонову пришлось покаяться в «порочности» своей концепции...

Во время оттепели отношение к хазарам смягчилось. В 1962 году увидел свет фундаментальный на тот момент труд Артамонова «История хазар», в котором он вернулся к своим прежним взглядам. Впрочем, это не мешало, например, историку Льву Гумилеву называть Хазарию паразитическим государством, угнетавшим славян и установившим «хазарское иго». Правда, концепция Гумилева в ученых кругах никогда не доминировала.

Много лет археологи искали древний город Итиль. В конце 2000-х годов было объявлено, что его обнаружили на Самосдельском городище близ Астрахани. Мне довелось побывать там на раскопках. Величавая картина: притоки Волги, степь, степное раздолье... и находка Итиля действительно стала событием мирового значения, сравнимым с обнаружением берестяных грамот Великого Новгорода.

 

#история #народ #Древняя Русь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Благодарность «неразумным хазарам»».


Комментарии