Ольга Сергеевна ХОМОВА

 Ольга Сергеевна  ХОМОВА | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Всенощная и русский рок

В конце сентября хор и симфонический оркестр Капеллы открыли новый концертный сезон. Впрочем, Капелла не закрывала свои двери и летом – здесь в июне, июле, августе проходили концерты для жителей и гостей города. В последнее время Академическая капелла постоянно подбрасывает поводы для публикаций: здесь звучит редко исполняемая музыка, проходят фестивали, выступают рок-музыканты, оркестр постоянно гастролирует, открываются выставки и даже работает беспроводной Интернет для зрителей.

Мы поговорили с Ольгой Хомовой о том, каким должно быть музыкальное учреждение в XXI веке.


– Ольга Сергеевна, впервые вы пришли в Капеллу как администратор более двадцати лет назад. Тогда Владислав Чернушенко стал возвращать слушателям русскую духовную музыку, люди ночью занимали очередь, чтобы попасть на исполнение «Всенощной» Сергея Рахманинова. А вернулись сюда в 2006 году, в совсем другую эпоху.

– Действительно, я начала работать в Капелле в 1980-е годы и получила необходимый каждому молодому человеку опыт работы в серьезной государственной организации. Если ты попадаешь в такое учреждение молодым человеком – как будто учишься плавать сразу в океане. Потом я перешла работать в Союз композиторов, который тогда возглавлял гениальный композитор (он был и столь же гениальным менеджером) Андрей Петров. Маэстро прислушивался к мнению молодых специалистов, и мы легко уговорили его открыть новые и непривычные тогда проекты – «Музыкальные субботы для старшеклассников», Молодежный музыкальный клуб, который возглавлял музыковед и композитор Абрам Юсфин. Он радикально подходил к классической музыке, и по тем временам мы решались на смелые вещи – приглашали Сергея Курехина, Виктора Цоя, и тут же звучала музыка петербургских композиторов. Наша задача была, чтобы в Союз композиторов потянулась молодежь. Мне повезло, что у меня были такие ориентиры – Чернушенко, Петров... Далее меня пригласили в концертно-выставочный зал «Смольный собор» заместителем директора. Конечно, музейная работа там была приоритетной. Тем не менее мы активно придумывали, как корректно и интересно вдохнуть концертную жизнь в каждый из четырех храмов-памятников.

Когда я снова пришла в Капеллу в качестве директора, предложила Владиславу Александровичу Чернушенко, чтобы концерты нашего знакового фестиваля

«Невские хоровые ассамблеи» проходили в стенах разных музеев. И в Исаакиевском соборе впервые выступили восемнадцать хоров. Так случилось, что два года назад Капелле было поручено организовать многотысячный сводный хор на Исаакиевской площади – в жизни бывают неожиданные возвращения. В хоре пели более четырех тысяч человек, мы установили рекорд Гиннесса. Все переплетается в жизни.


– Чем из сделанного вы особенно гордитесь?

– Когда я снова пришла в Капеллу, мы с Владиславом Александровичем написали концепцию развития, определили Капеллу как мультикультурный комплекс. Я хотела, чтобы здесь проходили не только концерты, но и выставки, и даже дегустация национальной кухни (кстати, в Камерном зале у нас регулярно идут концерты из цикла «Музыка и кулинария»). Я подумала, что надо устраивать разносторонний показ искусств России и других стран. Начали с расширения входной зоны, чтобы оборудовать пространство для людей с ограниченными возможностями, теперь нас посещает больше таких людей. Именно в Капелле проходила церемония награждения губернатором паралимпийцев из Санкт-Петербурга: 25 колясочников, мужественных и сильных людей, нас благодарили. Это было очень трогательно.

Мы открыли картинную галерею, Камерный зал, буфеты на трех этажах. Отремонтировали всю закулисную часть... В нашем Доме должно быть комфортно и публике, и нашим дорогим артистам.


– Как продвигается создание музея Капеллы? Какие самые ценные экспонаты будут в экспозиции?

– Заслуженный деятель искусств Виталий Лавров много лет собирает материалы, и мы даже открыли прекрасное помещение, но, согласитесь, в концертной организации существуют нужды более приоритетные, чем музей. Мы прежде всего концертный зал и обязаны распределять свой доход, согласуясь с требованиями государства. Для музея нужно и специальное оборудование, и витрины. Ценных экспонатов у нас нет, это будет прикладной музей – как выставка достижений певческого искусства. У нас есть несколько предметов мебели, которые мы недавно отреставрировали, хотим сделать органную комнату... Это ближайшая перспектива.


– Аудитория Капеллы заметно помолодела – во многом благодаря проведению здесь встреч с рок-музыкантами. Многие ли возвращаются сюда на классические концерты?

– Капелла действительно старается омолодить состав слушателей, хотя мы очень ценим ту публику, которая предана Капелле много лет. У нас есть специальные программы для старшего поколения. Специально для них мы делаем систему скидок, ветеранов и блокадников приглашаем бесплатно на многие концерты хора и симфонического оркестра. Но понимая, что в последние годы молодежь стала реже ходить в серьезные учреждения культуры (сейчас их почти не водят классами, как это было раньше), мы решили сами заняться формированием аудитории, которая к нам придет в будущем. Мы активно работаем в социальных сетях и видим, что нам пишут молодые люди, получаем от них живой отклик.

Мне кажется, мы позволяем себе гораздо больше, чем другие залы. Мы первыми сделали проект «Диджей с симфоническим оркестром», в котором оркестр Ильи Иоффа играл вместе со знаменитым диджеем Винсентом Вегой. Очень опасались этого проекта, понимали, что придет не подготовленная публика, а подростки. В итоге они прослушали Моцарта, Баха, Вивальди... Никто не ушел. С симфоническим оркестром и хором Капеллы мы много делаем концертов-спектаклей, например, «Реквием» Моцарта звучит на сцене наряду с «Маленькими трагедиями» Пушкина, при этом используется специально созданный музыкантом и художником Валентином Афанасьевым световой ряд. На такого рода концерты приходит много молодежи, потому что это необычно. Потом мы сделали другие концерты с видеорядом – все равно ведь молодежь тяготеет к визуализации. Но мы делаем все, чтобы на первом месте была музыка. Сейчас в Капелле работают звукорежиссеры и специалисты в области света, которые занимаются видеоартом. Эти молодые ребята с удовольствием служат в классическом учреждении.

Я хорошо помню, как мы начинали цикл «Встречи в Капелле». Первая была с Нино Катамадзе, потом были Гребенщиков, Чиграков, Васильев, Бутусов... Теперь мы расширили формат встреч. Например, Владимир Волков и Леонид Федоров из группы «АукцЫон» читают стихи, а не только исполняют свою музыку. Мы предлагаем рок-музыкантам выступить в новом амплуа.

Молодежь сюда возвращается. Разумеется, не вся тысяча человек после концерта Нино Катамадзе пришли на концерт духовной музыки Хора Капеллы или на органный концерт, но они уже дорогу сюда проторили, поняли, что здесь не скучно. Мы делаем и специальные детские программы. В этом возрасте лучше всего знакомить с классикой, потому что ребенка еще никто не запугал, что классика – это скучно. Ребенку все очень интересно. А в подростковом возрасте срабатывает желание пойти туда, куда ходят все сверстники, – в клуб или на стадион... И вдруг что-то такое любопытное из области рок-музыки в Капелле. Давайте сходим посмотрим! Мы считаем, что нынешнюю молодежь незаслуженно критикуют за то, что они мало читают и мало знают – к нам приходят очень образованные молодые люди.


– Аудитория Капеллы не просто помолодела: с некоторых пор здесь проводятся концерты для малышей.

– Мы начали с детей, которые еще находятся в утробе матери... Несколько лет назад у нас появились концерты для женщин, которые ждут ребенка. А в прошлом году стартовал абонемент для детей в пинетках – мамы приходят с грудными детьми. Конечно, такие концерты мы делаем совместно с педагогами, психологами, специалистами из области здравоохранения. Сначала мамы за руку приводят двухлетних малышей в Камерный зал, а уже с шести лет ребята переходят в Большой зал, где у нас действует чудесный абонемент «Музыка сказки», который всем полюбился: звучит детский балет, мюзикл...

В этом году мы придумали абонемент для старшеклассников «Сыграем?» с Александром Друзем, типа «Что? Где? Когда?», но в музыкальной сфере. Еще из нового в этом году появился «Симфонический хит-парад» для детей и взрослых, а также абонемент, связанный с мультипликацией – пару лет назад сериал «Смешарики» даже получил Государственную премию, так он востребован у детей. И мы решили сделать свой «Мультконцерт», где начинаем с классической мультипликации и заканчиваем очень интересными сегодняшними экспериментами. А какая мультипликация без музыки? Есть много мультфильмов, где нет слов, а музыка играет главенствующую роль.


– Летом Капелла провела творческий лагерь для детей. Насколько этот опыт оказался успешным?

– Многие дети не могут выехать из города на отдых и остаются в городских детских лагерях при школах. Нам захотелось, чтобы они полностью погрузились в мир музыки – это была наша совместная идея с компанией «Арт-Паркинг». Суть этих лагерей в том, что ребенок целый день находится внутри Капеллы, среди музыкальных инструментов, и даже пробует играть на них под руководством профессионалов, слушает музыку, участвует в квестах по близлежащим территориям Капеллы. Главным было дать ребенку ощущение, что музыка – это очень интересно, дать возможность потрогать инструменты, узнать, из чего рождается музыка. Все лето мы формировали небольшие группы разных возрастов – примерно по двадцать человек. Мы обязательно собираемся продолжать, более того, планируем нечто подобное организовать в ноябрьские каникулы.


– Напоследок давайте поговорим о планах на новый сезон.

– Главное событие в этом сезоне – наш старейший фестиваль «Невские хоровые ассамблеи», который начнется 25 октября и будет посвящен 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова. С композитором был очень дружен Владислав Чернушенко. На фестивале будет представлена целая палитра свиридовской музыки. Приедут коллективы со всей России, ведь Капелла – это действительно всероссийский центр певческого искусства.

Под руководством Александра Чернушенко продолжается проект «Международный оркестровый институт». Мы имеем возможность приглашать известных музыкантов, а для молодых исполнителей это очень важно. К нам приезжали немецкие и голландские исполнители, недавно нас посетила делегация из Гонконга, и мы обсуждали не только гастроли, но и возможность китайских музыкантов приехать к нам с мастер-классами.

Кроме того, уже несколько лет мы принимаем участие в Санкт-Петербургском международном культурном форуме. В этом году проводим международный семинар и совещание руководителей концертных организаций России. Нам уже подтвердили участие 86 директоров из 63 регионов нашей страны и плюс несколько человек из Европы. Культурный форум в декабре будет посвящен ЮНЕСКО, Году литературы и 70-летию Великой Победы.

Нам особенно близка тема Года литературы – в Капелле мы проводим целый ряд музыкально-литературных проектов «Музыка и слово», «Сказки Пушкина», «Волшебная музыка сказки»... Здесь нам есть чем поделиться с зарубежными коллегами.

Подготовила Полина ВИНОГРАДОВА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5562) от 09.10.2015.


Комментарии