Леся Анатольевна КОЛЕСНИКОВА

Леся Анатольевна КОЛЕСНИКОВА | Фото предоставлено музейным агентством Ленинградской области

Фото предоставлено музейным агентством Ленинградской области

Букет незабудок петербуржцам

Не за горами весна, а значит, петербуржцы устремятся за пределы города – в Ленинградскую область. Многие отправятся не только жарить шашлыки на природе, но и приобщиться к истории и культуре родного края. А значит, заглянут и в областные музеи, которые служат точками притяжения для всех путешествующих по региону. Двадцать шесть из них, самые разные, в том числе военно-исторические, литературные, художественные, краеведческие, входят в единую структуру – Музейное агентство Ленинградской области.


– Леся Анатольевна, что нового предложат областные музеи?

– Рассказать можно об очень многом. К примеру, в музее «Домик няни» в Кобрине будет завершен наш проект, осуществленный вместе с Художественно-промышленной академией имени Штиглица. Возле музея появится «Поляна сказок» – деревянные скульптуры, выполненные руками студентов по мотивам произведений Пушкина. Скульптуры уже готовы, весной будут установлены. Мы надеемся, что это станет красивым началом туристического сезона. А еще рядом с музеем няни Пушкина откроется новый павильон. В нем будут проходить встречи, занятия с детьми.

В деревне Кобона посетителей ждет восстановленный музей «Дорога жизни» – филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». А в Ивангородской крепости появился новый музейный объект – Малый пороховой амбар. Его открытие стало результатом программы приграничного сотрудничества.

Конечно же, летом в Ивангороде и Кореле пройдут традиционные фестивали исторической реконструкции. Кроме того, в той же крепости Корела, а также в Рождествене вскоре появятся новые сценические площадки, которые позволят на новом уровне проводить праздники, военно-исторические фестивали.

После ремонта и реставрации открылся краеведческий музей в Тосно. Экспозиция посвящена кормилице будущего царя Николая II Марии Смолиной, жившей когда-то в этом доме, и вообще феномену царских кормилиц. Новый мультимедийный и информационно-выставочный комплекс увидят посетители Кингисеппского историко-краеведческого музея. Он позволит погрузиться в историю древней крепости Ям.

В этом году начнутся работы по реставрации дома-музея Римского-Корсакова в Тихвине, усадьбе Набоковых – Рукавишниковых в Рождествене. Наступают новые времена для Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея. Он находится на территории действующего монастыря, и в конце прошлого года начались работы по проектированию двух зданий в исторической части Тихвина, куда в дальнейшем переедут из обители экспозиция и фондохранилище.

Есть новые концептуальные идеи по поводу Лужского музея. В минувшем году мы выиграли грант фонда Потанина в номинации «Музейный десант», привлекли экспертов, которые подробно изучали состояние музея, состав его коллекций, исследовали интерес к нему со стороны жителей города. Предложения экспертов лягут в основу концепции дальнейшего развития музея.

Очень интересная идея сейчас разрабатывается для развития музея в деревне Астрача, посвященного сражению за Тихвин. Новую экспозицию предполагается развернуть вокруг историй двух мальчиков – советского Павла и немецкого Пауля, волею судьбы вовлеченных в страшные события войны...


– Как музеи чувствуют себя в нынешней непростой экономической ситуации?

– На самом деле они переживают далеко не худшие времена. Яркий пример – строительство павильона «Прорыв» в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда». К слову, в Ленинградской области строительство специализированного здания для музея в последний раз происходило тридцать лет назад, в 1985 году, причем именно при создании упомянутого музея.

Обстоятельствами, способствующими развитию музеев, являются внимание правительства области, а также энтузиазм и профессионализм наших сотрудников. Конечно, всем хочется, чтобы изменения к лучшему происходили быстрее, а еще лучше мгновенно, но, к сожалению, не все возможно сразу.


– Не обижаетесь, что областные музеи нередко называют малыми?

– Нисколько. У малого музея особая миссия, свой путь развития. Как правило, такой музей выступает от имени не коллекции, а территории, является воплощением гордости жителей за историю своего города. В малых музеях первостепенное значение имеет профессиональная состоятельность сотрудников, их отношение к посетителям. Возьмем музей в крепости Корела в Приозерске... Его сотрудники смогли сплотить усилия не только областных структур, но и местного сообщества – муниципальную власть, предпринимателей. Музей получает большую поддержку. И, конечно, всякий, кто попадает в это место, понимает, что оказывается в особом мире.

Есть примеры совсем маленьких музеев – в Шлиссельбурге, Луге, в той же деревне Астрача, где работают люди, влюбленные в свое дело. Когда я говорю об эффективности наших областных музеев, я всегда в качестве примера привожу Новоладожский историко-краеведческий музей. В Новой Ладоге живут около 9 тысяч человек, и количество посетителей музея составляет тоже 9 тысяч в год. Это, естественно, вовсе не значит, что в него раз в год ходит каждый житель, но просто говорит о том, насколько он востребован. Так что неправильно сравнивать музеи по количеству музейных предметов, находящихся на хранении, количеству посетителей.


– Не могу не задать вопрос о многострадальной крепости Копорье, доступ в которую несколько лет назад был закрыт из-за ее аварийного состояния. Изменилась ли там ситуация?

– Крепость находится в федеральной собственности. По инициативе губернатора Ленинградской области она была передана в безвозмездное пользование Музейному агентству. В прошлом году из резервного фонда губернатора Александра Дрозденко были выделены средства на работы, которые позволят сделать этот памятник безопасным для посещения. И совсем скоро мы сможем открыть крепость для туристов. Мы также рассчитываем на выделение средств из федерального бюджета на проведение реставрационных работ.


– А что по поводу пустующего Демидовского дворца в Тайцах? В прессе была информация, что он передан Музейному агентству и там будет картинная галерея...

– Идет процесс его передачи нам в безвозмездное пользование. Затем начнется реставрация и приспособление здания для музейного использования. Здания усадьбы могут быть наделены и представительскими функциями.

При этом совершенно не обязательно, что дворец в Тайцах и в дальнейшем будет находиться в структуре Музейного агентства. Понимаете, у нас особая роль, которую нам доверило правительство региона: мы даем жизнь и нередко пускаем в «свободное плавание». Примером тому может служить выделение из нашей структуры учреждения в прошедшем году Выборгского музея-заповедника и музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни».


– В минувшем году мне довелось побывать в Приютине, и, честно говоря, я был опечален тем, что увидел. Здание, в котором находится музей, обветшало, соседнее и вовсе в руинах. Когда изменится ситуация?

– Музеи – вообще хрупкая институция, которая нуждается в постоянной заботе, профессиональном внимании и финансовой поддержке. Господский дом, в котором, собственно, и располагается экспозиция, последний раз реставрировался в 1990 году. Сейчас усадьба готовится к комплексной реставрации, которая будет проводиться в рамках сотрудничества Ленинградской области с Международным банком реконструкции и развития.

Мы приложим максимум усилий для восстановления этого усадебного комплекса. Ведутся исследовательские и проектные работы, и надеемся, что в 2017 году в Приютине начнутся масштабные работы. Во втором господском доме – тех самых руинах, о которых вы сказали, – после реставрации разместится открытое хранение фондов. Ведь наши музеи располагают уникальными экспонатами, которые в постоянных экспозициях представлены лишь в небольшом процентном соотношении.


– Еще одна проблемная точка – упомянутый вами краеведческий музей в Новой Ладоге. Знаю, что в прошлом году его пришлось даже закрыть для посещения из-за аварийного состояния дома...

– Музей расположен в купеческом особняке, это замечательный памятник провинциального градостроительства. На 2016 – 2017 гг. запланированы проектные и реставрационные работы.

Сейчас, несмотря на то что здание закрыто для посетителей, сотрудники работают на других площадках, ведут занятия в школах, проводят экскурсии по исторической части города. Кстати, в нынешнем году музей реализует проект фонда Потанина в рамках конкурса «Страна-музей». Он посвящен одному из главных объектов культурного наследия Новой Ладоги – Петровскому каналу. На его берегах будут установлены двенадцать стендов, рассказывающих об этом выдающемся гидротехническом памятнике начала XVIII века.

Добавлю, что у Новоладожского музея появится еще одна площадка: в прошлом году на средства областного бюджета был выполнен проект реставрации здания Офицерского собрания в Новой Ладоге, связанного с памятью о полководце Александре Суворове. Реставрация начнется в этом году...

Вообще же следует понимать, что невозможно за короткий срок преодолеть последствия многих лет недофинансирования. Конечно, на фоне очевидной ветхости многих объектов перечисленные выше планы и достижения являются лишь малой толикой...


– Уже много сказано о том, что можно увидеть в области. Но ведь и в Петербурге есть площадка, где музеи из региона регулярно представляют свои коллекции. Я имею в виду выставочный зал в дирекции Музейного агентства на улице Смольного, 3, в двух шагах от Смольного собора...

– Да, это так. В минувшем году, когда Музейное агентство впервые принимало участие в акции «Ночь музеев», мы представили здесь проект «Букет незабудок». Каждый из музеев, входящих в наше учреждение, представил на свое усмотрение один предмет, ассоциирующийся, по мнению его сотрудников, с понятием «память». Такова была тема фестиваля в «Ночь музеев» в 2015 году.

Этот проект позволил нам впервые на одной площадке показать все наши музеи. Выставка вызвала большой интерес петербуржцев, с успехом была представлена на форуме «Интермузей» и у наших финских коллег. Полезным было также вступить с посетителями в общение в неформальной обстановке, узнать их мнение и выслушать пожелания. В этом году мы вновь подали заявку в оргкомитет фестиваля, определили тему нашей выставки, но пока сохраним ее в секрете.

Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5642) от 12.02.2016.


Комментарии