Главная городская газета

Чэнь Чжиган

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно

Гость редакции – Борис Петрович ИГНАТЬЕВ

Экс-наставник сборной России по футболу Читать полностью

Владимир Николаевич ТИМОФЕЕВ

Директор Музея городской скульптуры Читать полностью

Олег Николаевич ПУГАЧЕВ

Директор Зоологического института РАН, академик Читать полностью

Оксана Игоревна МОРОЗАН

Директор Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга   Читать полностью
Чэнь Чжиган | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Зачем «Аленке» Поднебесная

На Петербургском международном экономическом форуме много говорят о новых проектах, которые могут реализовать в Петербурге и Ленинградской области корпорации глобального масштаба. В последнее время наибольшее внимание приковано к бизнесу из Поднебесной, а КНР признана едва ли не главным экономическим партнером России. Наш сегодняшний гость наблюдает за развитием бизнес-контактов китайских и петербургских предпринимателей уже много лет. За это время председатель Китайского общества Санкт-Петербурга и одновременно глава петербургского филиала Союза китайских предпринимателей в России увидел, как на пустыре вдоль Петергофского шоссе вырос микрорайон «Балтийская жемчужина», а в «Ленэкспо» открылась постоянная китайская бизнес-резиденция. Впрочем, Чэнь Чжиган не идеализирует успехи китайско-петербургского партнерства и готов перечислить основные «узкие места», мешающие его развитию.


- Господин Чэнь, говорят, что в павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо» теперь располагается китайская резиденция. Это действительно так?

- После того как был построен «Экспофорум», в «Ленэкспо» освободились большие пространства, в которые очень гармонично вписался Китайский деловой центр, появившийся весной 2015 года. А 1 мая прошлого года открыл свои двери Российско-китайский бизнес-парк. Функции этих двух структур взаимосвязаны, и вместе они представляют собой «китайский дом» на территории Петербурга.

Самое любопытное, что в Китае о существовании петербургского Китайского центра знают 10% китайцев - это очень много. А вот петербуржцы в силу своей природной сдержанности пока к этому явлению только присматриваются. В настоящий момент мы занимаем три павильона. В одном из них расположены наши офисы и самое крупное в Европе заведение с китайской кухней - ресторан со сценической площадкой для проведения фестивалей и праздников.

На других площадках расположились торгово-выставочные пространства российских и китайских товаров. В один из павильонов гармонично вписался китайский караоке-клуб на девять залов, который с удовольствием посещают и местные, и приезжие китайцы. В основном поют китайские популярные хиты и русские песни типа «Подмосковные вечера».

- А чем конкретно занимаются Китайский деловой центр и Российско-китайский бизнес-парк и зачем они нужны Петербургу?

- Миссия Китайского делового центра - возобновление экономических взаимоотношений между Россией и Китаем. Изначально он задумывался для выстраивания деловых связей. Но сразу стало понятно, что никакого бизнеса без культурного взаимопонимания не получится. Не зря говорится, что китайцы без общения кошелек не раскроют. И в этом заключается китайская мудрость - чтобы инвестиции были выгодные, их надо вкладывать в то, что знаешь и любишь. Сейчас взаимоотношения России и Китая начинают выстраиваться практически с чистого листа, которым, собственно, и стал Российско-китайский бизнес-парк: только за прошлый год мы приняли более 150 делегаций из Китая.

В этом году при поддержке Генерального консульства КНР в Санкт-Петербурге мы откроем «Павильон культур городов», в котором на отдельных стендах будут презентованы крупные города и регионы Китая с их культурой, достопримечательностями, кухней и брендами.

- С чем связан такой пробел в сотрудничестве России и Китая?

- Прежде всего с лимитом двухстороннего доверия друг к другу. Эта история тянется еще с 1990-х годов. Китайцы пытались инвестировать в Россию. Но, сталкиваясь с характерной для российской экономики того времени непредсказуемостью, сводили такое сотрудничество до минимума. Последние два десятилетия Китай развивался очень быстрыми темпами и был сконцентрирован на себе. В результате мы пришли к следующей ситуации: китайские предприниматели плохо знают современную Россию, а российские - совсем не знают Китай. При этом и те и другие чувствуют и понимают, что оба рынка очень интересные и перспективные.

- А есть ли в Китае проекты, аналогичные Китайскому деловому центру и Российско-китайскому бизнес-парку, ориентированные на Россию?

- В ближайшей перспективе неподалеку от Пекина появится проект, зеркально отражающий петербургский Китайско-российский центр. Там будут широко представлены российские товары, русская кухня и культура. К примеру, уже были переговоры с руководством туристической русской деревни Мандроги по поводу создания аналогичного интерактивного центра на территории Китая. Идет кастинг ресторанных предложений с русской и советской кухней, которые также будут реализованы на китайской территории.

На данный момент проект такого центра находится на стадии старта - под него уже выделена земля и согласованы все необходимые документы. А поскольку в Китае такие проекты реализуются достаточно быстро, то совсем скоро россияне смогут его посетить и в качестве партнеров по бизнесу, и в роли обычных туристов.

- За прошлый год торговый оборот между Петербургом и Китаем превысил 5 млрд долларов. Изменилась ли на фоне такой активности структура экспорта и импорта между этими регионами?

- Из всех зарубежных партнеров, взаимодействующих с Петербургом, Китай занимает первое место. И если раньше из России в Китай экспортировалось исключительно сырье, то сегодня во многом благодаря санкциям ситуация кардинально поменялась. Началось интенсивное развитие экспорта готовой продукции и технологий. Сейчас очень удачное время стать экспортером российских товаров на китайский рынок.

- Какая российская продукция наиболее востребована в Китае?

- Самый нужный экспортный товар для Китая - российское продовольствие. Многие продукты из России в Поднебесной считаются экологически чистыми и называются не иначе как «зеленые продукты». Китайцам нравятся российские кондитерские изделия, особенно конфеты и шоколад. Неожиданно жители Поднебесной распробовали русское мороженое - его экспорт за последний год увеличился в разы. Хорошо идет российское подсолнечное и соевое масло, мука, детское питание, субпродукты. Не меньшей популярностью пользуются изделия народных промыслов.

- А что сейчас происходит с импортом из Китая?

- Здесь тоже все меняется. На смену чистой торговле приходит увеличение инвестиций под конкретные объекты. Актуальна так называемая целенаправленная торговля через объект - например, обеспечение какого-то большого строительного объекта материалами, техникой.

Китай может удивить многим. В первую очередь это робототехника. Уже сегодня в Китае во многих ресторанах можно вместо живого официанта увидеть робота, способного не только приносить заказ, но и общаться с гостем и даже шутить. Китай создает современную тяжелую автоматизированную технику, уникальные технологии для возведения высотных зданий. Но на данном этапе все-таки делается ставка на развитие импорта товаров китайской легкой промышленности.

- Но в Петербурге, как и во всей России, сложилось негативное общественное мнение по поводу того, что китайские товары из этой отрасли некачественные...

- К сожалению, это проблема существует, и этому есть объяснение. Дело в том, что Китай большой, его экономика очень многослойная - соответственно, продукция, которая там выпускается, очень разная. Есть высококачественные товары, созданные на фабриках, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, где отшивается продукция многих известных дорогих европейских брендов. Есть кооперативные товары среднего уровня качества. А есть продукция, созданная по технологии «на коленке» на подпольных предприятиях, которая все это время и отправлялась в Россию.

Исправить последствия, которые нанес репутации китайской продукции этот поток некачественных «тюковых» товаров, очень сложно. Ведь, по сути, настоящей китайской одежды, достойной прилавков России, здесь никогда и не было. Я очень хочу, чтобы петербуржцы увидели, что такое настоящая китайская одежда и китайская мода. Но, чтобы выправить ситуацию, нужны годы.

Безусловно, качественная одежда будет дороже. Но при этом она все равно останется конкурентоспособной и востребованной. Чтобы это доказать, уже в июле на территории «Ленэкспо» мы совместно с Корпорацией одежды Китая, которая является одной из самых больших государственных компаний в стране, откроем павильон текстиля. Своеобразный Центр китайской моды разместится на площади 2,5 тыс. кв. м.

- А насколько в нынешних условиях эффективны совместные российско-китайские производства?

- Судите сами. Китай представляет очень большой рынок (22% мирового населения), который в последние годы имеет хорошую покупательскую способность. Схема сотрудничества проста. Если какой-то товар, произведенный в Петербурге или другом регионе России, понравится китайским потребителям, то спрос на него будет более чем огромным.

Яркий пример - шоколад «Аленка». А это значит, что потребуется вынужденное увеличение производственных мощностей. Именно на этом этапе и готовы помогать китайские инвесторы, вкладывая в расширение и модернизацию производств на территории России свои средства. Данная схема идеально подходит для компаний малого и среднего бизнеса, так как намного выгоднее запутанных и высоких кредитных историй, характерных для России.

- С какими трудностями сегодня сталкиваются стороны разных стран в процессе создания и ведения бизнеса?

- И с той и с другой стороны не хватает специалистов, которые бы понимали друг друга и на ментальном уровне, и на языковом. Ну и, конечно, нельзя не сказать о несовершенных законодательных механизмах ведения бизнеса и в той и в другой стране. Простым представителям малого и среднего бизнеса ни в России, ни в Китае просто так не пробиться - дает о себе знать бюрократическая система, которая есть в обеих странах. Радует, что сейчас российские и китайские чиновники начали общаться, ведь подобные диалоги смогут решить многие проблемы.

- Считаете ли вы удачным один из крупных китайских инвестиционных проектов в северной столице - строительство жилого района «Балтийская жемчужина»?

- Несмотря на то что проект реализуется не так, как задумывался изначально, я считаю его успешным. И если бы не форс-мажорные обстоятельства, связанные с санкциями и кризисом, то все было бы еще лучше.

- А какие еще значимые китайские инвестиционные проекты в Петербурге вы можете назвать?

- Если раньше у нас была «Балтийская жемчужина», то теперь появился еще и «жемчуг». Речь идет об открытии в марте в Петербурге клирингового центра Торгово-промышленного банка Китая (ICBC), в котором можно провести операции не только в рублевом и долларовом эквиваленте, но и в юаневом. Это уже второй такой банковский проект в нашем городе. Но если первый обслуживал только государственные структуры и предприятия, то новая банковская структура предназначена для обслуживания в том числе физических лиц.

- Куда еще китайские предприниматели вкладывают инвестиции?

- В основном это сфера услуг и общепита. Много китайских инвестиций в местном ресторанном бизнесе. С удовольствием отмечу, что в последнее время уровень китайских ресторанов в Петербурге заметно повысился. А выжить в кризис им помог туристический поток из Китая.

Китайцы любят свою кухню. Русские блюда для них экзотика, поэтому, приезжая в Петербург, они питаются исключительно в своих ресторанах. Тем более что китайская кухня в России более приближена к оригиналу, нежели в европейских и западных странах.

При этом россияне еще не знакомы с очень многими китайскими гастрономическими предложениями. Например, с закусками из куриных лапок. Может удивить россиян и многообразие китайских соусов, которое петербуржцы только начали открывать. Впрочем, этот список неизведанных китайских блюд можно продолжать бесконечно: креветочные чипсы, китайские пельмени с разными наполнителями, китайское пиво...

- Что вы можете сказать о различных «китайских» медицинских центрах и SPA-салонах, которые стали появляться в Петербурге в последнее время?

- Ниша китайской медицины в Петербурге пока также развита недостаточно. И в большинстве случаев в этом сегменте ситуация такая же, как с китайскими товарами. Безусловно, есть качественные центры с хорошими специалистами, но зачастую это подделки. Чтобы урегулировать ситуацию, мы планируем открытие самого большого в северной столице оздоровительного центра китайской медицины, куда будут приглашены лучшие специалисты из Китая. Его функционал не будет ограничен только оздоровительными услугами - большое внимание будет уделено образовательному направлению. Это один из наиболее крупных проектов, который также будет реализован в этом году в «Ленэкспо».

- На базе Российско-китайского бизнес-парка нашлось место и для кинематографа?

- На данный момент уже проведены все необходимые работы по созданию совместной российско-китайской анимационной студии. Уже есть и первый пилотный мультфильм, созданный тандемом петербургских и китайских кинематографистов, который в ближайшее время выйдет в прокат в Китае. Но эта тема заслуживает отдельного разговора.

- Наверняка петербуржцы будут с интересом открывать для себя петербургский Китай. А насколько китайцы, проживающие в Петербурге, комфортно себя в этом городе чувствуют?

- Сейчас в Петербурге на постоянной основе проживают свыше 10 тысяч китайцев, большинство из которых студенческая молодежь - около 6 тысяч. За время кризиса в трудоемкой сфере китайцы свою нишу не удержали. Сегодня им очень сложно найти достойную работу. Хотя до кризиса китайская рабочая сила в северной столице была настолько востребована, что действовали специальные рекрутинговые компании.

В целом в Петербурге китайцы чувствуют себя достаточно комфортно. Они покупают квартиры, рожают детей, изучают русский язык и культуру. Такие «петербургские китайцы» занимают нишу простых предпринимателей в сфере малого бизнеса. Так же, как и их русские коллеги, они подстраиваются под реалии местной экономики. А вот в Москве китайцы почему-то не приживаются.

Подготовила Алла ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook