Законодатели непрерывно работают над совершенствованием миграционных механизмов

По поводу путей решения миграционных проблем встречаются на удивление различные (если не сказать — противоположные) экспертные мнения. Одни аналитики, перечислив эти проблемы, делают вывод — нужно выявлять, наказывать, выдворять и более не пущать. Другие обнаруживают корни этих проблем не столько в либеральности правил, сколько в избыточной строгости, из‑за чего честная работа «вбелую» доступна не всем. Миграционная сфера сама по себе чрезвычайно подвижна, пластична и зависима от множества факторов — прежде всего экономических. Законодатели с чиновниками работают над совершенствованием миграционных механизмов практически непрерывно, реагируя на вызовы.

Законодатели непрерывно работают над совершенствованием миграционных механизмов | ФОТО Kyle Glenn on Unsplash

ФОТО Kyle Glenn on Unsplash

Путь в нелегалы

К сожалению, чаще других миграционный вопрос рассматривается принимающим обществом через призму проблем с обеспечением правопорядка и безопасности.

Безобразная массовая драка рабочих произошла вечером 4 декабря у «Лахта-центра». И это был уже не первый случай — похожее побоище, случившееся по пустячному поводу, было зафиксировано на видео в июне. Участниками обоих инцидентов были трудящиеся на стройке мигранты из среднеазиатских стран.

Кстати, именно 4 декабря полиция проводила обыски на крупных предприятиях Петербурга и Ленинградской области по делу о нелегальной миграции, возбужденному еще в 2021 году. Проверки в тот день прошли в Московском и Кировском районах, Пушкине и Колпине, а также в Мурине и поселке Ковалево. В результате рейдов за различные нарушения миграционного законодательства в отделения полиции доставили около сотни иностранцев. Тем, кого задержали, грозит выдворение. 13 человек уже ожидают депортации в специальном центре.

После вечерней драки у «Лахта-центра» еще более полусотни иностранных рабочих лишились трудового патента, а значит, пребывание на территории России для них стало невозможным.

По данным Росстата, за 2022 год на учет в РФ встали 16,9 млн иностранных граждан. Из них некоторая часть по разным причинам, вольно или невольно, уже перешли в категорию нелегалов.

Специалисты говорят: разницу между нелегалами и «легалами» можно проследить по полицейским сводкам: преступность законопослушных трудовых мигрантов ровно такая же, как и среди всех наших граждан, а вот у нелегалов она в десятки раз выше. При этом всплески негатива со стороны местных жителей после каждого случая бузотерства чужаков (или тем более преступления) распространяются, как правило, на всех приезжих.

По данным МВД, в первом полугодии 2023‑го иностранцы совершили в России 22,4 тыс. преступ­лений (+6,3 % к уровню прошлого года). Около 80 % от этого числа приходится на приезжих из бывших братских республик, то есть стран СНГ (18,4 тыс. преступлений и +6,5 % к прошлогоднему периоду). Заметно возросло число совершенных иностранцами тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений против половой неприкосновенности, а также связанных с наркотиками. Основной массив «мигрантского» криминала приходится на Москву, Мос­ковскую область и Петербург — регионы, куда приезжают больше всего иностранцев. «Сейчас в обществе растет возмущение по поводу незаконных действий мигрантов. Это серьезный вызов правоохранителям, в том числе и Следственному комитету», — заметил по этому поводу глава СК РФ Александр Бастрыкин. Он подчеркнул, что рост преступнос­ти иностранных граждан в России фиксируется ежегодно.

По нынешним правилам, выдворить иностранца из нашей страны можно за нарушения миграционного законодательства — например, за работу без патента, непостановку на миграционный учет, поддельные документы, незаконный въезд в страну… Обязательно выставят иностранца за нарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотиков. Мигранту, которого дважды за год привлекали к административной ответственности, могут запретить въезд в страну.

По мнению члена президентского Совета по правам человека, главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, рост «иностранной» преступности напрямую связан с ростом миграционного потока, прежде всего из Средней Азии и Закавказья. Эксперт считает, что поток этот необходимо уменьшить, а контроль за приезжающими ужесточить, так как сейчас около 70 % мигрантов практически не подконтрольны государству (данные Росфинмониторинга и Минтруда косвенно свидетельствуют, что около 70 % гастарбайтеров не платят налогов). Кроме того, по словам Кабанова, стоит расширить список правонарушений, за который мигрантов высылают из России: «Даже за мелкое хулиганство они должны выдворяться из нашей страны без права возвращения минимум лет на двадцать». Кроме того, нужно сделать так, чтобы ответственность (вплоть до уголовной) за приезжающих нес пригласивший их бизнес — следил за тем, чтобы они не нарушали закон.

Еще более радикальным выглядит предложение Кабанова ввес­ти компактное проживание трудовых мигрантов по примеру ОАЭ и Кореи, где для гастарбайтеров строят специальные мини-городки с общежитиями отнюдь не семейного типа, так что никаких вариантов перевезти своих родственников поближе к месту работы у иностранного рабочего нет и не предвидится. И еще Кабанов уверен, что в России не должно быть закрытых этнических анклавов. «Мы часто слышим от чиновников просьбы о новых отраслевых квотах, о том, что стране нужно еще полмиллиона трудовых мигрантов… Но при этом почему‑то никто не спрашивает: а куда девались прошлые полмиллиона?» — риторически вопрошает Кирилл Кабанов.

Об этом ему могут рассказать те самые работодатели, на которых он предлагает возложить всю полноту ответственности за поведение мигрантов и которых закон уже сегодня обязывает оформлять временную регистрацию всем прибывающим по квотам иностранным рабочим. Эти работодатели жалуются, что очень немногие из числа приехавших задерживаются на тяжелых производствах. И что до 70 % мигрантов, получив регистрацию и первую зарплату, увольняются или просто исчезают в неизвестном направлении… Ну как неизвестном — чаще всего пополняют армию комплектовщиков заказов и доставщиков, востребованность которых на рынке труда растет в геометрической прогрессии, а зарплаты уже дотянулись до трехзначных показателей.

Важный нюанс: уже через 90 суток с момента регистрации на предприятии, если она не продлена, все эти люди становятся нелегалами. А это значит, что к весне будущего года, когда статистики всех пересчитают и подведут итоги, незаконно находящихся в России иностранцев может оказаться гораздо больше, чем когда‑либо.

Привлекать или ограничивать?

Президент Владимир Путин, проводивший 4 декабря в режиме видеоконференции ежегодное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, подчеркнул: в Россию нужно привлекать трудовые ресурсы, которые отвечают экономическим интересам страны, при этом приезжающие к нам люди должны знать язык, традиции и законы государства. «Не могу не согласиться с тем, что должен соблюдаться баланс, баланс этнокультурный, — пояснил президент. — Конечно, все, что происходит в этой сфере, преж­де всего продиктовано интересами экономики — нехваткой рабочих рук. Но нужно, безусловно, этих людей готовить. Мигранты должны соблюдать российское законодательство, а также уважать традиции народов России. Разумеется, и их права мы как цивилизованная страна должны обеспечивать… Ставя во главу угла прежде всего интересы граждан Российской Федерации во всех сферах». 

Кстати, насчет заинтересованности экономики в иностранцах полного единодушия в регионах тоже нет. В некоторых субъектах губернаторы начали вводить ограничения на привлечение мигрантов к деятельности в отдельных секторах. Это сделали главы Ханты-Мансийского ав­тономного округа, Республики Саха (Якутия), Калининградской, Тюменской и Калужской областей, Пермского и Красноярского краев. С начала 2024 года подобные ограничения заработают в Челябинской, Тульской, Курганской, Магаданской и Воронежской областях. Где‑то «запретных сфер» больше, где‑то меньше. Чаще всего иностранцам запрещают работать в сфере общественного транспорта и такси, а также в производстве детского питания.

Калужская и Калининградская области первыми встали на этот путь и уже подводят итоги. Калужский губернатор обосновал запреты тем, что мигранты зачас­тую не знают русский язык, хотя имеют сертификат о сданном экзамене. Кроме того, они занимают рабочие места, на которых могли бы трудиться местные жители. И в целом большое количество мигрантов сказывается на ситуации в регионе, так как страдает безопасность и есть напряжение в обществе. Его решение многие называли популистским и прогнозировали торможение развития экономики. Спустя год министр внутренней политики Калужской области сообщил: экономика «даже не чихнула» — регион не заметил отсутствия иностранных рабочих и продолжил развиваться.

Губернатор Калининградской области еще в 2021 году ввел запрет на использование труда мигрантов с патентами в 12 сферах (перевозки общественным транспортом и такси, изготовление детского питания, хлеба и т. д.). В недавнем интервью он назвал эффект для экономики региона от ограничений в основном положительным, причем во всех сферах. Глава эксклава понимает, что мигранты нужны некоторым отраслям, но только по принципу «поработал и уехал».

С законопроектом, предлагающим полный запрет на привлечение мигрантов к труду в наиболее чувствительных социальных сферах (где низкая квалификация может нанести больше вреда, чем пользы) выступила и группа депутатов Госдумы. Речь идет об оказании медицинских услуг в госучреждениях, в системе школьного образования, аптечной торговле, такси и грузоперевозках… Инициаторы проекта также предлагают ограничить допустимую долю иностранных работников 5 % от общей численности занятых по каждому виду экономической деятельности.

Пойдет ли страна по этому пути, мы узнаем, вероятно, уже в 2024‑м.

f95f7898-53b2-4039-a8bc-424ac97eeed3.jpg
ФОТО  Дмитрия СОКОЛОВА / Инфографика Анны ВАНЕЕВОЙ

#мигранты #законодательство #механизмы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7563) от 12.12.2023 под заголовком «Сквозь призму безопасности».


Комментарии